Гастарбайтеры потеснили местных

Иностранная рабочая сила прибывает в Бурятию всеми возможными способами
A- A+
Гастарбайтеры и в целом иностранные работники давно влились в жизнь Бурятии. Похоже, это навсегда. Они находят себе место под экономическим солнцем республики даже в кризисное время. Причем не всегда законными способами.

«Квотников» просят меньше

Иностранные работники делятся на две большие группы. Одна из них – наемная рабочая сила, которая завозится в республику в рамках утвержденной квоты. Другая – самостоятельные иностранцы. 

Казалось бы, коллапс на строительном рынке Бурятии и в целом экономические трудности региона должны подкосить поток наемной рабочей силы из-за границы. Рынок труда сжимается. Спрос, заявки бурятских компаний на ввоз гастарбайтеров, которые они направляют в правительство региона, снижаются в разы.

Глава республики и его замы в свое время не раз говорили, что граждан КНР и других чужеземных работников надо заместить россиянами. Прежде всего чиновники рассчитывали на бурятских безработных, которые должны были взяться за дело.

Однако цифры говорят об обратном: вопреки громким словам чиновники не сумели организовать уход Бурятии от гастарбайтеров. По потоку «квотных наемников» всерьез ударил лишь кризис, начавшийся в 2014 году.

Если в 2014 году работодатели Бурятии заявляли о потребности в 14 тысячах иностранных работников, то в нынешнем году она спикировала кардинально вниз и составила 2888 работников. Квоту же утвердили на завоз 636 гастарбайтеров.

– На 2017 год работодателями была заявлена потребность всего в 1 517 иностранных работниках. Квота утверждена на 350 человек, – говорят о будущем в Республиканском агентстве занятости. 

Распределение квот в республике занимается правительственная комиссия по миграционной политике под председательством Александра Чепика, «экономического» зампреда правительства.

Сам себе ИП

С другой стороны, вопреки кризису число иностранцев, самостоятельных предпринимателей, на территории Бурятии, наоборот, растет. 

При этом статистика фиксирует поистине фантастический прирост действующих в республике иностранцев-индивидуальных предпринимателей.

Местная налоговая сообщает, что, по официальной информации, в 2014 году в регионе было всего 28 действующих иностранцев-предпринимателей, а за десять месяцев этого года – уже 214. Рост – почти в 10 раз.

– Наибольшее количество иностранцев-индивидуальных предпринимателей представляют граждане таких стран, как Азербайджан, Китай, Таджикистан, Узбекистан. Наименьшее – Беларусь, Куба, Марокко, Молдавия, Тайвань, КНДР, Южная Корея, – говорит и. о. руководителя УФНС по Бурятии Марина Ли.

Требования к иностранцам довольно простые. Они имеют право работать в Бурятии при достижении возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента. Иностранец, обладающий видом на жительство в России, имеет право работать без оформления разрешительных документов. Одним словом, квота – это далеко не все. Кроме того, по свидетельству минэкономики республики, квота касается лишь «дальнего зарубежья». Работники из ближнего зарубежья просто едут мимо квот.

Больше всего иностранцев в 2014 году работало в строительстве, обрабатывающих производствах, лесном и сельском хозяйстве. Но в прошлом году топ-отрасли выглядели иначе – строительство, затем оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и так далее. Только потом – обрабатывающие производства и деятельность в гостиницах, ресторанах. 

При этом по-прежнему в Бурятии ловят тех, кто решил подзаработать без оформления лишних документов. Проще говоря, нелегалов. В настоящее время бурятская полиция привлекла к ответственности за незаконный труд 236 иностранцев. В прошлые годы эти цифры были еще больше. Из каких стран больше всего нарушителей, власти предпочитают не разглашать.

Предпринимателей также карают за незаконное привлечение к труду гастарбайтеров. За три квартала года по юрлицам составили 46 протоколов. По итогам нарушений полицией и судами на юридических и должностных лиц уже наложено штрафов на общую сумму более пяти миллионов рублей. Суды также приостанавливали работу 23 предприятий.

Самая радикальная мера – выдворение иностранца на пределы России. В январе-сентябре суды приняли 180 таких решений. При этом более 50 иностранных граждан были вынуждены держать в спецучреждениях МВД – не внушали доверия, могли скрыться. Сотня горе-гастарбайтеров нынче уже выдворена.

По 255 иностранцам вынесено постановление о не разрешении им въезжать в Россию. Среди них, вероятно, есть и доля нелегальных работников. 

«Просачиваются» в граждане

Впрочем, среди гастарбайтеров встречаются и те, кто решил «узаконить» свои отношения с Бурятией. За три квартала этого года 302 иностранца приняли гражданство России. Однако стать россиянином получается не у всех желающих. 

– В законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы гражданства, отсутствует понятие отказа в приеме в гражданство. Но статьей 16 федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрены основания для отклонения заявления о приеме в российское гражданство. В 2016 году отклонено четыре таких заявления. В 2015 году – 12, 2014 году – 11, – говорят в региональной полиции.

Таким образом, иностранная рабочая сила в Бурятию просачивается всеми возможными способами. Иногда законными, иногда – нет. В любом случае гастарбайтеры не теряют интереса к Бурятии даже в кризис. Так что в дальнейшем, при улучшении экономической ситуации в России (если таковая случится), можно ожидать еще большего количества трудовых гостей в нашей республике.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.