14.11.2016
Почему дети становятся жестокими

Недавно страну шокировали «хабаровские живодерки» – 17-летние девушки брали в приютах собак и кошек, а потом жестоко пытали несчастных животных.

Душераздирающие издевательства над животными подружки снимали на видео и выкладывали в Сеть. Откуда такая озлобленность, превратившая девочек в беспощадных убийц? 

«Жестокость или агрессия со стороны подростков – это, в первую очередь, их крик о помощи, демонстрация душевной боли ребенка», – уверена психолог Алена Симонова.

«Я – не пустое место»

– Алена Николаевна, почему дети становятся жестокими, есть ли этому объяснение?  

– Говоря о детской и подростковой агрессии, нужно понимать, что ни один ребенок не рождается злым или агрессивным. Не зря ведь младенцев издавна ассоциировали с ангелами. Почему же, взрослея, малыши превращаются в «демонов»? Для начала давайте поговорим о девиантном поведении детей – поведении, которое отклоняется от общепринятых, социально одобряемых норм. Мы привыкли считать детей, которые плохо себя ведут и совершают разного рода негативные поступки, злыми, невоспитанными детьми, чуть ли не отбросами общества. На самом деле это дети, которые остро нуждаются в помощи. Почему они встают на путь злобы? 

По результатам многочисленных исследований психологами было выделено несколько основных причин такого поведения. Первая причина – это привлечение внимания. В наше время многие дети обделены теплотой  родителей. Мамы с папами весь день на работе, а когда возвращаются домой, то им, как правило, уже не до детей. Они формально спрашивают у детей, как дела, проверяют домашнее задание и ложатся спать. Следующий день проходит по точно такому же сценарию. В итоге постепенно связь между родителями и детьми ослабевает, и ребятишкам приходится общаться только с компьютером. 

На бессознательном уровне дети чувствуют, что им не хватает внимания, поэтому, когда они попадают в общество, они начинают компенсировать этот дефицит, требуя внимания от других людей. Каким образом? В школе ученик специально начинает нарушать дисциплину, грубить учителю или демонстрировать перед всем классом поведение клоуна. Все это делается для того, чтобы показать окружающим, что он – не пустое место. 

«У себя дома я – пустое место, а вот учительнице я однозначно докажу, что я существую, что я – живой человек», – думает ребенок, когда добивается внимания, пусть даже и отрицательным поведением. 

Обида на весь мир

Часто причиной негативного поведения ребенка является месть. Она может быть адресована кому угодно и за что угодно, это может быть месть всему миру. Например, в школе у учительницы есть свои любимчики. Дети это замечают и от  обиды начинают мстить педагогу. Или другой пример – в семье больше любят младшего ребенка, старший чувствует этот дисбаланс и начинает мстить родителям. 

Кроме этого, ребенок может мстить за властолюбивое поведение отца, который применяет к нему физическую силу или морально подавляет. Ребенок не может ответить взрослому, поэтому, затаив обиду, начинает мстить отцу другими способами – не слушается, поздно возвращается домой, начинает курить, употреблять алкоголь. Этим он как бы говорит, что теперь ему никто не указ. Лозунг его поведения – «пусть вам будет так же больно, как и мне». 

Когда ребенку не хватает внимания, учителю достаточно поинтересоваться его проблемами, спросить, как у него дела, и школьник прекратит нарушать дисциплину. Другое дело, когда ребенком движет месть. Он не успокоится, пока не выведет учителя из себя. Так же и дома – местью он может довести мать до слез. 

– Что же может заставить ребенка мстить? 

– Причин множество. Ребенок может мстить родителям за то, что о нем забыли, что взрослые не удовлетворяют его базовые потребности. Причиной мести может быть физическое или психическое насилие, которое когда-то испытал ребенок. Агрессивное поведение провоцирует агрессию. 

В моей практике был такой случай. В детстве девочку унижали, над ней издевались, обзывали, она была изгоем. Несколько лет ребенок копил в себе обиды, не решаясь как-то на них отреагировать. Самое страшное началось, когда она ушла из школы в училище. Там она стала издеваться над другими девочками. Закончилось тем, что за убийство она попала в колонию. Когда начали с ней работать, оказалось, что в возрасте 13 лет ее изнасиловали. Причем преступление было совершено рядом с ее домом. Весь двор узнал об этом, и над ней начали смеяться. Вскоре информация о насилии просочилась в школу, и унижения удвоились. Повзрослев, девочка обозлилась на весь свет и начала мстить – «мне было больно, пусть и вам будет так же больно».

Власть несчастного короля

Еще одна причина негативного поведения детей, которую выделяют психологи, – это власть. Часто такое поведение закрепляется за ребенком в семьях, где родители ведут себя властно или агрессивно. Дома ребенка не уважают, ломают его личность, не спрашивают его мнения. Он идет на улицу или в школу и начинает там копировать поведение родителей. Перед учителем он ходит королем – «вы не посмеете поднять на меня голос или ударить. Что же тогда вы мне сделаете?» Со сверстниками он также показывает свою власть. Не торопитесь с выводами насчет его дурного характера – такому ребенку  внутри очень больно.  

Четвертая и самая распространенная среди подростков причина плохого поведения – это утверждение своей несостоятельности, которая может проявляться, например, в учебе. Ребенку тяжело даются знания, у него низкий уровень способностей или он не так хорошо читает, как одноклассники. Он стыдится выйти отвечать к доске. Для него лучше сидеть и молчать, чем он будет демонстрировать свою несостоятельность перед классом. Школьник боится, что над ним будут смеяться или он подтвердит свой статут «двоечника». Поэтому он пассивен на уроке, а потом и вовсе перестает готовиться к урокам. 

Пассивность в учебе переходит на другие сферы его жизни, дома ребенок  тоже ничем не интересуется, кружки и секции не посещает, ничем не занимается. Его и в семье, и в школе считают слабым. Поэтому он думает: «Раз вы так считаете, значит, так оно и есть». Иными словами, внешняя оценка ребенка превращается в его внутреннюю оценку себя. Слабый человек не ставит никаких целей и никогда не достигнет никаких высот – «да, я такой». 

Для подростка основной деятельностью является общение, поэтому такой ребенок идет на улицу искать тех, кто его поймет. И не всегда находит друзей, которые ведут законопослушный образ жизни. В таких компаниях подростку не нужно беспокоиться насчет плохих оценок в школе – он состоится как человек, если начнет пить и курить, как все его «новые друзья».  

– Самое ценное для подростка в таких компаниях, что его понимают…

– В этих компаниях он может быть принят обществом таким, какой он есть. Здесь ему оказывается внимание, он имеет вес. Ему кажется, что здесь он самоутверждается. Там легко почувствовать себя уверенным человеком благодаря алкоголю, показным агрессивным действиям перед сверстниками.  Через своеобразные прически, пирсинг и наколки он хочет крикнуть всему миру – «заметьте меня, я есть на свете, и я вас не боюсь!» 

Когда жертва становится агрессором

– Получается, за плохим, негативным и порой агрессивным до жестокости поведением детей стоит душевная боль? 

–  Да, это неосознанный крик о помощи. «Обратите на меня внимание, мне плохо!» – кричит несчастный ребенок. На самом деле проблема негативного поведения детей намного глубже, чем кажется. Ее истоки – в дефиците родительской любви. 

В школах все чаще наблюдается рост агрессии среди детей, даже среди девочек. Они как мальчишки собираются где-нибудь за гаражами, избивают одноклассниц, унижают. Когда начинаем разбираться, оказывается, что очень многое идет из семьи. А вторая причина их негативного поведения кроется в том, что к ним относятся предвзято из-за плохой учебы. Отсюда повышенная агрессивность. Они пытаются действовать так же, как в фильмах, – подавить личность агрессией и заставить ее делать то, что ты хочешь.

– Возвращаясь к «хабаровским живодеркам», скажите, что могло заставить 17-летних девочек так жестоко мучить животных? 

– Скорее всего, причины этой агрессии кроются в их семьях. Подавление личности, моральное унижение подросток часто проецирует на животных – беспомощных живых существах, которые слабее вооруженных людей. Маленькие дети свою боль отражают, когда ломают игрушки, отрывая у кукол руки и ноги. Внутреннее напряжение в маленьком человеке слишком велико, как от него освободиться, ребенок не знает, потому он и идет и бьет одноклассника, издевается над животным. 

– Почему среди подростков распространено снимать свои издевательства на видео? Чтобы подтвердить свою силу?

– Мне кажется, что это просто детский крик о помощи: «Взрослые, вы живете в идеализированном мире, посмотрите вокруг! Обратите внимание на то, что происходит в мире подростков». 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один»
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 

^