28.11.2016
Десятки тысяч автомобилистов Бурятии законсервировали свои машины до лучших времен

До «нулевых» годов в Бурятии существовала народная  традиция – с наступлением холодов автомобилисты оставляли свои машины дожидаться весны, а сами пересаживались на общественный транспорт. Таких автовладельцев называли «подснежниками», поскольку их автомобили нередко оставались во дворах и на стоянках и постепенно обрастали снегом. С наступлением теплой погоды снег таял, на машины устанавливали аккумуляторы, заводили их и ездили за город, в основном на дачу. Эта традиция сезонного использования своих личных автомобилей сегодня возвратилась в Бурятию, и главная причина – экономический кризис.

А ведь еще недавно, во времена масштабной автомобилизации 2000-х,  вызванных ростом доходов и притоком дешевых японских праворульных машин, основная масса жителей Бурятии перешла на круглогодичную эксплуатацию автомобилей. И так продолжалось до осени 2016 года, когда неожиданно большое количество автомобилистов решило поставить свои автомобили «на прикол». Кто-то оставил свои машины в гараже, на стоянке, а кто-то выставил на продажу. Судя по всему, можно говорить о начале новой тенденции. 

– То, что в этом году в Улан-Удэ  многие автомобилисты, а речь идет о десятках тысячах водителей, отказались эксплуатировать машины зимой, имеет две причины, главная из которых –  многим горожанам они стали в тягость, поскольку пробки превращают вождение в зимний период в сплошные мучения и излишнюю трату топлива, – считает совладелец улан-удэнского автотранспортного предприятия, экс-депутат Народного Хурала Игорь Бобков. – Причем ставят в гараж машины в основном те горожане, которые могут воспользоваться более быстрыми сегодня трамваями или живущие в центре города. Ну и, конечно, экономическая активность в связи с кризисом снизилась, и необходимость в постоянном использовании своего автомобиля у многих отпала.

Свою лепту сыграли и дополнительные автомобильные расходы в зимний период. 

– Этой зимой я поставил машину в ограду и не пользуюсь ею, потому что  не хочу платить годовую страховку, которая уже не по карману, беру  полугодовую и езжу летом, – говорит улан-удэнец Иван Мисюркеев, водитель с 60-летним стажем. – В этом году вообще все подорожало – и бензин, и запасные части, и зимняя резина. Проще вообще не ездить зимой.

Машина – роскошь

Расходы автомобилистов подорожавшей страховкой не ограничиваются. Ведь еще есть траты на дорогую теплую стоянку, дополнительный прогрев автомобилей и, как следствие, – перерасход топлива, закупка новых аккумуляторов и дорогого зимнего масла. А главное, возрастают риски попадания в ДТП на обледенелых дорогах, ведь в кризис не все автомобилисты могут позволить себе хорошую зимнюю резину на колеса. Не случайно львиная доля доходов автомастерских по ремонту кузовов приходится на холодный период. 

Все чаще наслаждение от пользования автомобилем омрачается дополнительные налогами и штрафами. Будь то платные автостоянки и невозможность припарковаться в центре города или «письма счастья» за превышение скорости и прочие нарушения, которых чаще всего не удается избежать никому.  Ведь власти изыскивают все новые и новые способы залезть в карман автомобилистам, рапортуя о росте числа собираемых штрафов. Соответственно, эксплуатация машин становится с каждым годом дороже, и что тут удивляться  массовой усталости от пользования «железными конями». Люди стали отдавать себе отчет, что автомобиль – это постоянные вложения, которые сегодня уже кажутся излишней роскошью. Порой легче продать машину и заплатить долги, чем генерировать новые. 

Экономят как могут

Те же, кто пока не отказался от использования автомобилей, стараются снизить свои расходы. Так, согласно недавнему опросу компанией «Автостат» российских автомобилистов, каждый  второй опрошенный автовладелец начал  экономить на своей машине в период кризиса. Например, почти 22% автомобилистов начали заправляться более дешевым бензином, 2,5% опрошенных перешли на дешевое газовое топливо. Столько же поменяло стиль вождения, люди стараются поменьше включать кондиционер, печку и другие энергопотребляющие приборы. Кроме того, 76% респондентов стали экономить на мойке. Более 39% опрошенных отказались от ежедневного использования автомобиля, 37% – от дальних поездок. Почти 61% перешли на более доступные по цене «расходники», а 42% стали экономить на запчастях. Причем 56% опрошенных стали сами ремонтировать свои автомобили. 

– Мне кажется, ответ, почему возвращается сезонный характер пользования автомобилем, лежит на поверхности – у людей элементарно нет денег, – убежден член Общественной палаты Бурятии, директор компании «Доктор-Авто» Алексей Машкович. – Кто имел в семье две машины, вторую продали и ездят на одной. У кого есть возможность ездить на общественном транспорте, начал его использовать, кто-то ходит на работу пешком, если она недалеко. Какая-то часть горожан начала активно использовать такси, поскольку их цены сегодня сопоставимы со стоимостью проезда на маршрутках, особенно если едет несколько человек, в школу и на работу. Вообще это направление очень перспективное – развитие такси.

Другой вопрос, что у жителей, например, отдаленных районов Улан-Удэ сегодня практически нет альтернативы, поскольку городской пассажирский транспорт, который мог бы взять на себя потоки пересевших бывших автомобилистов, развит очень слабо и возит людей  нерегулярно. В этих условиях жители того же Левого берега или Вахмистрово вынуждены ездить на работу и возить детей в школу на своих автомобилях. Создавая дополнительный трафик в час пик. И если бы городские власти реально работали над модернизацией городского пассажирского транспорта, закупая удобные, современные большие автобусы, как это происходит в соседних сибирских городах, то и проблема тех же пробок в значительной части была бы смягчена. И автомобилисты пользовались бы своими машинами не столь интенсивно, экономя свои деньги и нервы.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^