Почем пилюля для народа

В Улан-Удэ идет передел на фармацевтическом рынке
A- A+
Отрасль фармацевтики — одна из самых прибыльных. Даже в самые сложные кризисные времена количество аптек в Улан-Удэ не убавлялось. Тем не менее в последнее время с карты города незаметно исчезают одна за другой аптеки сети «Лара», одного из крупнейших игроков лекарственного рынка. Что означает уход крупной сети и как это отразится на кошельке горожан — в материале «Номер один».

Еще год назад аптечная сеть охватывала до 40 процентов рынка. В двухтысячные годы «Лара» стала крупнейшим игроком фармацевтического рынка в столице Бурятии. Аптеки с этим названием появились почти на каждой остановке в Улан-Удэ. За последний год из 33 аптек под флагом «Лары» осталось меньше половины — всего 15. Сегодня на смену узнаваемому бренду приходит новый игрок, на вывеске которого нет фирменного названия, лишь зеленый крестик и донельзя банальное название — «Аптека».

Владельцем сети «Лара» в народе считается известный предприниматель и депутат горсовета Андрей Ларионов. Якобы сеть получила имя в честь школьного прозвища бизнесмена. Однако выписки из ЮГРОЛ говорят о том, что на сегодняшний день сеть аптек юридически никакого отношения к Ларионову не имеет. Все они зарегистрированы как ООО «Грас», которое создано 3 марта 2015 года. Единственный учредитель там — некая Людмила Поломошнова. Из этой же справки мы узнаем, что на смену «Ларе» сегодня приходит иркутский бизнес.

18 аптек из сети, ранее принадлежащей Андрею Ларионову, перешли в собственность Татьяны Рыжковой, чье ИП как раз территориально зарегистрировано в Иркутске.

Сам Ларионов, который запомнился конфронтацией в горсовете и футбольным одноименным клубом, отказался давать комментарии по этому поводу. По выписке, как бизнесмен Андрей Анатольевич имеет больше отношения к недвижимости, чем к фармацевтическому рынку. По нашим данным, несколько лет назад он переориентировал свой бизнес и ушел в девелоперский рынок. В его собственности несколько домов и участков по городу, среди которых и частный детский сад в районе ЛВРЗ. Видимо, сейчас операции с недвижимостью приносят больший доход, чем аптечный бизнес.

Тем временем эксперты считают, что сегодня бизнес фармацевтики в Улан-Удэ находится в стадии передела. Только на столичном рынке более 50 игроков (в республике более 100 субъектов и 400 с лишним аптек), из них крупнейшим региональным поставщиком фармацевтической продукции считается госпредприятие «Бурят-Фармация». В его состав входит розничная сеть из 20 аптек, 29 аптечных пунктов и 154 — на базе фельдшерско-акушерских пунктов.

Именно с «Бурят-Фармацией» был связан громкий скандал в медицинской отрасли. Директор компании Ханхай Монголов два года назад покинул Народный Хурал, попав под следствие. Он сознался в растрате имущества предприятия и взятке двум сотрудникам отдела фармации минздрава. Размер взятки составил почти миллион руб-лей. В итоге Монголов отделался лишь денежным штрафом и потерей депутатского статуса. Согласно данным следствия, возглавляя государственное предприятие, он занимался одновременно развитием бизнеса, сумев создать в Бурятии целую сеть коммерческих аптек.

Тут нужно понимать, что весь фармацевтический рынок делится на две составляющие: рынок государственных закупок для нужд лечебно-профилактических учреждений и розничный рынок. Первая составляющая связана с бюджетными средствами, вторая — с кошельками обычных граждан. На первом рынке важны связи с минздравом и репутация.

С уходом Ларионова с рынка фармацевтики среди игроков этой отрасли не осталось представителей власти. Посему эксперты ожидают новый виток борьбы в административных кабинетах за крупные поставки медикаментов. О цене вопроса говорят отдельные строки бюджета — только на лекарственные препараты отдельных групп населения и категорий заболеваний в 2015 году выделено 412,0 миллиона рублей (230,2 миллиона рублей в 2014 году).

Самое главное, чтобы приход новых бизнесменов аптекарей не сказался на ценах.

— Сами понимаете, у нас низкий уровень платежеспособности населения, по-этому повышать цены на самые востребованные лекарства мы не можем. Те же крупные сети, как только приходят, наоборот, пытаются демпинговать, и снижают цены. Есть еще одна проблема — в Улан-Удэ очень мало профессиональных провизоров и фармацевтов, у нас их не готовят, а выпускники из других городов остаются там или требуют высокую зарплату здесь, — рассказал «Номер один» директор одной из улан-удэнских аптек Сергей Долженко.

Эксперт считает, что сегодня владеть аптеками становится все более невыгодно: сумма чека уменьшается, а издержки постоянно растут. Очевидно, что сейчас люди стали меньше покупать. Но когда речь идет об экономии на своем здоровье, это уже становится пугающей тенденцией.

— Наиболее заметен спад продаж БАД, витаминов, парафармацевтики. Но самая главная опасность в том, что больные пытаются обходиться и без тех препаратов, которые им назначены врачом, что может привести к ухудшению течения разных заболеваний, — опасается Сергей Долженко.

Наступившая зима и очередной всплеск простудных заболеваний покажут, насколько отразится на наших кошельках «аптечный передел». Но одно понятно уже сейчас — болеть становится слишком дорого.

Леонид Григорьев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.