Пассажиры за бортом

Почему в Улан-Удэ вместо добротных остановок появляются легкие «навесы»
A- A+
Не спасают от ветра и осадков, но приносят прибыль городу и местным предпринимателям. Остановки общественного транспорта уже давно превратились из места, где можно спокойно подождать автобус, укрывшись от непогоды, в чей-то привлекательный бизнес. 

Шаткий навес

Четыре железных опоры и профлист, небрежно закрепленный сверху, – вот она, ультрамодная современная улан-удэнская остановка. Такие же «сооружения», по словам местных чиновников, устанавливают во всех развитых городах России. 

– Дизайн пунктов для ожидания автобусов хорошо сочетается с общей архитектурой нашей столицы, – считают в комитете по архитектуре Улан-Удэ. 

То, что «бумажный» навес должен еще и спасать от непогоды, по всей видимости, никого не волнует. Люди вынуждены мерзнуть в ожидании своего автобуса и периодически забегать в расположенный вблизи магазин, чтобы окончательно не простыть. Особенно это касается тех пассажиров, которые проживают в отдаленных микрорайонах города: для них сесть на маршрутку – огромная проблема. 

– На днях я ждала автобус более часа. Вся замерзла. На остановке невозможно ни от снега, ни от ветра спрятаться. Я не могу даже назвать это сооружение остановкой – стен нет, а крыша при порыве ветра вся ходуном ходит, – рассказывает улан-удэнка Екатерина Иванова.  

Устанавливаются такие конструкции за счет бизнесменов. Город не тратит на это ни копейки. Однако, по условиям объявленных аукционов, победитель вместе с обязательством установки комплексов получает право на заработок.

За то, что бизнесмены «творят добро»,  они могут расклеивать на остановках собственную рекламу, а также продавать рекламные места всем желающим по выгодным ценам. Единственное, на что придется потратиться бизнесмену, – это  10 до 20 тысяч рублей в месяц за аренду и еще около 250 тысяч рублей единожды за заключение договора. 

Выгода очевидна – город получает хоть небольшую, но прибыль, а заодно перекладывает  свою ответственность за качество и внешний вид остановок на бизнесмена. Тот, в свою очередь, успевает навариться на самых выгодных в городе местах для рекламы. 

Выгодное дело

В этом году администрация два раза разыгрывала право на строительство остановочных конструкций в Улан-Удэ. По контракту победитель аукциона получает право установить в Улан-Удэ порядка 15 остановок. На каждой есть по два рекламных места, которые можно сдавать очень выгодно. Не секрет, что пункты ожидания – места проходимые, и от того желающих облепить остановку различными объявлениями и плакатами – несметное количество. 

– На одной остановке можно расположить два баннера размерами 1,2 метра на 1,8. На самом деле это не так выгодно, как вам кажется. К примеру, месячная арендная плата за один баннер составит примерно пять тысяч рублей. В наше время это небольшие деньги, – прибедняется бизнесмен Евгений Токтонов. 

В рейтинге самых востребованных мест для рекламы, со слов Евгения Анатольевича, первое место занимают рекламные щиты, второе – отдельно стоящие конструкции, и только третье – реклама на остановках. 

Несмотря на все минусы этой, по его мнению, неблагодарной работы, он с особым азартом поучаствовал в аукционе. По всей видимости, такое дело прибыль все-таки приносит. 

Вне конкуренции

Так или иначе, участвовать в аукционе готов не каждый улан-удэнский предприниматель. Во всех торгах, что прошли в этом году, выигрывали единственные участники. Первый контракт достался предпринимателю Евгению Токтонову, который вызвался строить остановки к юбилею города. На следующее соглашение также претендовала только одна компания – ООО «Удастройинвест». 

Бизнесмены уверены: конкурентов не было лишь потому, что у многих нет денег на строительство остановок.  

- Это же, во-первых, старый остановочный навес надо перевезти, установить в то место, где вообще никогда не было остановочных навесов, то есть в отдаленные микрорайоны города. Потом новый навес: изготовление, установка, монтаж, кропотливая и затратная работа, – рассказывает победитель недавнего аукциона, предприниматель Евгений Токтонов.

И все-таки эта работа куда проще размещения рекламных щитов. К примеру, на установку билборда размером шесть на три уходит масса времени, сил и денег. Для того чтобы повесить его, необходимы специальная техника и обученные люди, услуги которых – не из дешевых.  

Но самое главное – чтобы получить право на размещение рекламного щита, да и любой другой рекламной конструкции, кроме, конечно, остановочных баннеров, нужно пройти все круги ада. 

– Чтобы установить рекламный щит, нужно узнать, есть ли он в схеме размещения рекламных конструкций города, – говорит  Елена Тапхаева, главный специалист отдела наружной рекламы комитета по архитектуре Улан-Удэ.

Только после этого можно торговаться за право размещения. Победитель должен будет заплатить городу более ста тысяч рублей за годовую аренду.  

Если же объект не входит в схему города, а земли, на которых бизнесмен хочет заработать, – федеральные, ему предстоит пройти сложнейшую процедуру согласования. Дать добро должны сразу несколько ведомств –здесь и минпромторг,  минкультуры, минтранс, минстрой и прокуратура. 

Таким образом, «рекламные сооружения» в виде остановок куда выгоднее, нежели работа с билбордами, со всеми ее бюрократическими проволочками и внушительными ценами за аренду.  

Остановка по-якутски

Да и одобрить проект остановки куда проще, нежели разместить билборд. Никаких технических требований к навесам просто не существует. Тут, как говорится, кто во что горазд. Единственное, что желательно учесть при установке, – наличие под навесом лавочек и сам размер остановки – она должна быть вместительной. А вот есть там стены или нет, вообще никого не волнует. 

– Я думаю, остановка не должна защищать от ветра и холода, она нужна для того, чтобы человек сел на скамеечку, грубо говоря, подождал автобус. Мы же не по 30 минут стоим, ждем маршрутку? – говорит Елена Тапхаева.

Проекты остановок разрабатывают участники аукциона. После чего согласовывают его в администрации города.  Судя по результату, и тем и другим все равно, какой будет будущая остановка, лишь бы она была недорогой и вмещала как можно больше рекламных баннеров. 

Другими словами, в нашем городе есть все условия для процветания рекламного бизнеса. Однако нет ни одной современной остановки, которая могла бы спасти от холодного ветра и осадков.

При этом в северных районах России активно устанавливают утепленные остановки. Чего только стоит опыт Якутска! Там чиновники совместно с бизнесменами открыли уже более 12 теплых пунктов ожидания автобуса. 

Внутри можно спокойно посидеть и подождать маршрутку, ведь на специальном мониторе показывают, где она едет в данный момент. Тут же горожане пополняют баланс мобильного, заряжают телефоны, пьют кофе и бесплатно пользуются Интернетом. 

Кроме того, здесь есть кнопка вызова полиции и аптечка первой медицинской помощи. А снаружи установлен козырек от солнца и дождя. При этом зимняя температура Якутска не намного отличается от улан-удэнской. 

Напомним, в Улан-Удэ в апреле этого года в результате урагана уже сломалось несколько новых конструкций. Имитация остановочных пунктов не выдержала ветра силой 
18 метров в секунду. 

Кое-где остановки рушились полностью, в другом месте по очереди падали стены. К счастью, никто не пострадал. И пока рекламщики зарабатывают миллионы рублей на легком бизнесе, горожане вынуждены мерзнуть под шаткими навесами. Ни о какой альтернативе, хоть издалека похожей на якутские остановки, речи пока не идет. Это слишком дорогое удовольствие для чиновников и бизнесменов, а народ уж как-нибудь обойдется.  

Елена Калашникова, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.