«Салат» из наказаний

Нужно ли воспитывать ремнем и чем чревато молчание «в отместку»
A- A+
За историю своего существования человечество выработало целый арсенал способов наказания детей. Конечно, особо жестокие методы воспитания давно канули в Лету, однако и сегодня во многих семьях насилие продолжает оставаться самым распространенным способом перевоспитания детей.

«Любое насилие, будь то физическое или психическое, всегда порождает в ребенке агрессию. Поэтому, прежде чем хвататься за ремень или отлучать свое чадо от Интернета, задайтесь вопросом: а чего я добьюсь этим наказанием? Поймет ли сын, что натворил, или я своей взрослой силой и гневом просто растопчу и унижу его?» – задается вопросом психолог Алена Симонова.

Закон обратной силы

– Алена Николаевна, уже многие годы среди психологов кипят споры вокруг вопроса о том, можно наказывать ребенка или этого категорически нельзя делать. Как Вы считаете?  

– На консультациях родители часто спрашивают меня, можно ли наказывать детей. Прежде чем ответить на этот вопрос, задумайтесь: ребенок – кто это? Маленький человек, который только пришел в этот мир и еще познает его. Сердца детей нежны по своей природе, они очень восприимчивы и любознательны. Мы можем сравнить нежность детских сердец с лепестками цветка, которые обрываются или засыхают, погибая при грубом прикосновении. Восприимчивость малыша сродни чистой незамутненной воде. Любознательность ребенка напоминает сильный микроскоп, делающий детей зоркими и проницательными. К сожалению, многие родители, вместо того чтобы сохранять в детях мягкость, сострадание и привязанность, ведут себя по отношению к детям грубо и критично, предпочитая такие виды воздействий, как  приказ, насилие и гнев. 

Пока мы живем со своими детьми во взаимопонимании, властелина по имени «Наказание» включать не приходится. Но если мысль о наказании не отступает, сначала подумайте о его результате. Что это даст вам и ребенку? Если вы все-таки пришли к выводу о том, что крайняя мера пойдет ребенку на пользу, тогда нужно учесть несколько важных условий. 

Во-первых, наказание не должно вредить ни физическому, ни психическому здоровью ребенка. Во-вторых, если есть сомнение, наказывать малыша или нет, тогда лучше не наказывайте. И не нужно никакой профилактики, никаких наказаний «на всякий случай». Третье условие – даже если проступков совершено необозримое множество, наказывайте за все сразу, а не за каждый проступок в отдельности. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души. 

Еще одно условие – наказание не должно быть за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды и никогда не отнимайте за провинность подарков. Следующее правило – лучше вообще не наказывать, чем наказывать с опозданием. Некоторые чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц или год. Запоздалое наказание возвращает  ребенка в прошлое и не дает ему стать другим. 

Следующее условие гласит: наказан значит прощен. Если инцидент исчерпан, о старых шалостях не вспоминайте. И, конечно же, воспитывая, обходитесь без унижений. Что бы ни случилось, какая бы ни была за ребенком вина, наказание не должно восприниматься им как торжество силы над его слабостью. Если ребенок считает, что вы несправедливы к нему, наказание подействует в обратную сторону. 

Противопоказания к наказанию

– Вряд ли родители знают об этих директивах. … 

– К сожалению, мало кто задумывается над тем, что такое наказание и для чего оно нужно, поэтому действуют спонтанно, на эмоциях. Между тем ни ребенка, ни взрослого нельзя наказывать или ругать, когда он болен и не совсем оправился от болезни. Психика в это время еще уязвима, а реакции человека непредсказуемы. Категорически нельзя наказывать до и после сна, во время игры или работы. Не стоит применять воспитательную меру сразу после физической или душевной травмы, будь то падение, драка, двойка или любая неудача. Нужно переждать, когда утихнет острая боль. 

Нельзя наказывать, если ребенок искренне прилагает старания, но не может  справиться с чем-либо: со своим страхом, невнимательностью, с ленью, излишней подвижностью или раздражительностью. Или когда у него не получается осилить какое-то дело. Также стоит отказаться от мысли о наказании, когда нам непонятны внутренние мотивы детского поступка. 

К тому же, если мы устали или огорчены своими проблемами, в таком состоянии наш гнев лжив и несправедлив.  

Насилие вызывает агрессию

– Если в споре «за» и «против» признать наказание как один из способов воспитания детей, то, на Ваш взгляд, каким образом оно может выражаться на практике? 

– Любое насилие, будь то физическое или психическое, всегда порождает у ребенка агрессию. На мой взгляд, если наказывать, то через лишение удовольствий. Например, можно лишить Интернета, просмотра боевиков или мультиков. Некоторые родители заблуждаются и наказывают ребенка чтением. А потом удивляются, почему у него появилась ненависть к  любым книгам. Бывает, родители в наказание говорят сыну: «набедокурил – садись за уроки» и, соответственно, потом пожинают плоды: учеба вызывает у школьника неприязнь.  

Важно, чтобы ребенок осознал свой поступок. Как помочь? Можно поговорить с ним о совершенном проступке, проанализировать его, чтобы подросток осознал, кому и чем он причинил боль. Разговор по душам будет эффективней, чем любой вид наказания, который может вызвать агрессию в душе ребенка и превратить в озлобленного щенка со всеми вытекающими из этого последствиями. 

– Некоторые родители, желая проучить ребенка, не кричат на него, не ругаются, а просто молчат… 

– Я считаю, что игра в молчанку, как в отношениях со взрослыми, так и с детьми, – это очень психически травмирующий способ наказания. Ребенок не всегда понимает, почему мама или папа с ним не разговаривают. Не знает, что он сделал не так, что вызвало такую реакцию родных. Что ему делать, он тоже не знает, ведь родители не идут с ним на контакт. Конфликт никак не разрешается. В результате тяжелое напряжение негативно сказывается на ребенке, он становится нервным. Скопившееся напряжение он выплеснет в  школе через агрессию. А если не даст выйти этой энергии, то заболеет – все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

– Бывает, родители, налетая на ребенка с претензиями, просто срываются на нем, потому что они сами глубоко несчастливы?

– Такое – сплошь и рядом. Например, мама воспитывает ребенка одна, своей жизнью она не удовлетворена. Личную жизнь устроить не может. Поэтому винит во всех своих бедах малыша, вымещая на нем свою агрессию. Ребенок не понимает, в чем он виноват, но «раз мама говорит, что я виноват, значит, виноват». Он вечно борется с этим навязанным чувством вины, ему больно и обидно. Ребенок злится на весь мир, и, в первую очередь, на маму, которая не может позволить ему быть счастливым. 

Лучший воспитатель – свой пример

Прежде чем наказывать ребенка, родителям нужно разобраться со своими психологическими проблемами, самим стать счастливыми. Недавно мы с коллегами ездили в спецучилище села Шалуты, где учатся 16 подростков. Я проводила тренинг с родителями этих детей. И вы знаете, не все родители видят причину того, что случилось с их детьми, в семье. Обвиняют общество, друзей, улицу, но только не самих себя. Они не понимают, что невыносимую, несчастливую обстановку в доме они создали сами. Зато в училище дети чувствуют себя очень хорошо, здесь они могут проявить себя с лучшей стороны,  занимаются спортом, достигают больших успехов. Например, один мальчик стал чемпионом России по лыжному спорту. 

Во только когда эти детки возвращаются в родную среду, они снова встают на неправильный путь. Ведь в душе ребенка вновь появляются напряжение и конфликты; как результат, он идет на улицу, в прежние компании. Вместе с родителями учащихся мы пришли к выводу, что самое главное – это благоприятный психологический климат в семье. Далее нужно помочь ребенку проявить себя, найти ему дело по душе, будь то спорт или творчество, чтобы он почувствовал себя счастливым.   

Если же родители не чувствуют ребенка, относятся к нему без душевной теплоты, излишне критично, то вполне может произойти, что он начнет отдаляться от мамы с папой. Он пойдет искать тех, кто поймет его, кто будет ценить и уважать. Ведущая деятельность подростков – это уже не учеба, а общение. Они и так отдаляются от нас в этот период, поэтому в это время важно не потерять с ними контакт. Найти ключик к сердцу ребенка, чтобы он не ушел на улицу доверять свои тайны новым сомнительным знакомым.

Если подростку тяжело с родителями, он идет снимать стресс сигаретами и пивом. Он еще не умеет отреагировать свои эмоции. Его никто не учил, как решить проблему во взаимоотношениях, поэтому он использует расслабление, чтобы справиться с накалом страстей. 

– Многие родители оправдывают физический метод воспитания тем, что его тоже в детстве пороли, – и ничего, вырос нормальным человеком.

– Да, многие так говорят. Но понятие «нормальный» – очень растяжимое. Почему мы бываем агрессивными, отчего нас мучают фобии и повышенная тревожность? Виной тому может быть психотравма из детства. Критичность, неодобрение, излишняя строгость со стороны родителей отрицательно влияют на развитие ребенка и ведут к появлению слабых, больных, нервных, не приспособленных к жизни пессимистов. Поэтому, прежде чем наказывать детей, подумайте: стоит ли оно того?

Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков: 55-38-16 (бесплатно). 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.