Из трамвая в сказку

«Ульгэр» готовит уникальный проект – передвижной спектакль
A- A+
Спектакль в трамвае, булочной, мясной или молочной  лавке. Театр кукол «Ульгэр» и режиссер Давид Бурман приступили к работе над спектаклем, которому нет аналогов в России и который предлагает зрителю новый опыт. 

Регалии Давида Бурмана, известного в России и за рубежом театрального деятеля, режиссера и продюсера, можно перечислять долго: член Союза театральных деятелей РФ, член Экспертного совета по негосударственным театрам Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга и так далее. 

Кого-то это может удивить, но известный режиссер питает особые чувства именно к нашему городу: «Здесь добрые, открытые люди. Причем эта доброта не напоказ. Нравится, что здесь своя особая атмосфера, некая аура». Кроме того, Давид Бурман давно  дружит с Эрдэни Жалцановым, художественным руководителем театра кукол «Ульгэр», знаком с актерами, которые в свое время принесли театру несколько «Золотых масок», и вообще театр «Ульгэр» для него – «это самый близкий театр». 

Поэтому, когда Давиду Семеновичу пришла идея создания уникального проекта – передвижного спектакля-театра «Люди-разбойники из Кардамона», он сразу понял, что Улан-Удэ – идеальное место для его работы. 

«Кардамон – удивительный город, он не похож на обычные города, – рассказывает Давид Бурман. – Он крохотный и находится так далеко, что почти никто о нем не знает, только мы с вами, да мама с папой, да бабушка с дедушкой, ну и, может быть, еще кое-кто. Там можно встретить живых разбойников! Или, например, ручного льва! Или даже говорящего верблюда! В какой-то момент я понял, что Улан-Удэ – это и есть Кардамон».

Передвижной спектакль-театр создан для того, чтобы привлечь внимание к проблеме доступной среды. Его особенностью является то, что в творческом процессе происходит не интеграция людей с ограниченными возможностями в общество (как это сейчас принято), а наоборот, погружение зрителей в реальную жизнь наших граждан с ограничениями.

Идея Давида Бурмана получила серьезную поддержку. В первую очередь, со стороны Министерства культуры России, которое выделило значительную сумму для финансирования проекта. Благодаря этой поддержке любой желающий может стать участником уникального спектакля абсолютно бесплатно. Проект поддержали министерство культуры Республики Бурятия, а также представители бурятского бизнеса – «Бурятхлебпром», «Бурятмяспром», «Молоко Бурятии» и «Управление трамвая», сотрудники которых на время превратятся в сказочных персонажей.

Инсценировка по мотивам произведения Турбьерна Эгнера построена по принципу квеста. В ее основу заложены такие известные каждому ребенку игры, как «Раз, два, три,  морская фигура, замри!» и «Казаки-разбойники». 

Квест поможет выстроить дорогу, по которой зрители, посещая разные места (всегда новые) и выполняя задания, доберутся до конечной точки – места, где живет или находится человек с ограниченными возможностями. Это может быть детский сад, или специализированная школа, или учреждение. На этом пути зрители будут встречать булочников, молочников, мясников. А все задания будут связаны с жизнью людей с ограниченными возможностями. Помогать же зрителям будут волонтеры. Количество участников в каждой группе – от 15 до 30 человек.

«Квинтэссенция всей истории представители – песня группы «Детидетей» из Минска, песня про трамвай, – говорит Давид Бурман. – И основной образ спектакля – трамвай. И все, что происходит – это переносная трамвайная история. И мы даже пошли в трамвайное депо с предложением показывать по выходным отрывки из спектакля в трамвае, и они согласились. Таким образом, простой пассажир, который едет по своим делам, может вдруг попасть в нашу сказку».

С кулисами-падугами, театральными светом и звуком в любом не приспособленном пространстве создается атмосфера настоящего театра, обыкновенный зритель попадает в то место и погружается в те же чувства, которые испытывает человек с ограниченными возможностями. 

То, что спектакль передвижной, и каждый раз он будет разыгрываться в новом для актеров месте – это, конечно, вызов. Ведь каждый раз надо будет оперативно оценивать обстановку и импровизировать.

По словам художника театра «Ульгэр» Ольги Акимовой, декорации и костюмы спектакля будут являть собой город. Здесь актеры станут частью декораций, и костюмы персонажей будут выполнены в виде домов и  трамваев, из окон которых будут появляться куклы. Это необходимо, в частности для того, чтобы зритель не путался, куда смотреть – на куклу или актера. Работа над необычной  постановкой только началась. Дата премьеры пока остается открытой.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.