Под натиском конкуренции

Европейская торговая сеть Spar закрылась из-за путинских антисанкций
A- A+
В Улан-Удэ продолжается закрытие торговых сетей. На прошлой неделе освободил площади супермаркет Spar, работающий по лицензиии одноименной голландской  Spar International, он покинул территорию региона.  В причинах ухода с рынка региона единственной западной сети разбирался «Номер один».

Супермаркет  Spar, открытый четыре года назад в крупнейшем торгово-развлекательном комплексе Capital Mall,  был крупнейшим «якорным» арендатором последнего и привлекал ценителей вкусных и весьма разнообразных продуктов, что называется, со всего света. Лицензией на использование бренда Spar, технологий и каналов поставок необходимого ассортимента владела иркутская компания, работавшая на два региона.  На прошлой неделе весь товар был вывезен в Иркутск. 

– Spar всегда отличался великолепным, тщательно подобранным ассортиментом поставляемый из Еропы и Турции продукции, более качественной, чем китайская, – говорит деловой партнер улан-удэнского регионального подразделения компании Сергей Фионов. – И подкосили сеть путинские антисанкции против европейских поставщиков продовольствия, введенные в 2014 году. Сеть, лишенная львиной доли качественных продуктов, не смогла найти альтернативы в России и переориентировалась на турецкие закупки. Но потом и Турцию закрыли, и основное преимущество сеть потеряла. 

Кроме того, по словам Сергея Фионова, сыграло свою роль и массовое обеднение наших граждан, которые перешли на более дешевые дискаунтные форматы, заточенные на китайскую  продукцию. Тем не менее, по словам эксперта, Бурятия – один из немногочисленных российских регионов, из которых сеть ушла полностью (в сентябре был закрыт супермаркет  Spar в 113-м квартале Улан-Удэ).   В других регионах сеть еще держится за счет высоких оборотов. Например, в Иркутске компания, по некоторым сведениям, покрывает восемь убыточных сетевых магазинов, но при этом сохраняются еще более десятка  торговых точек сети, которые могут остаться на плаву после соответствующей оптимизации. Ведь в Иркутске платежеспособность населения снизилась не так катастрофически, как это произошло в республике за два последних года. 
Впрочем, есть еще одна причина ухода Spar – она просто  не выдержала конкуренции с местными сетями – «Абсолютом» и «Титаном».

– Здесь сказались жестокие законы рынка, ведь  известно, что на розничном рынке Бурятии конкуренция выше, чем в среднем по России и, в том числе, в соседних с нами регионах – Иркутской области и Забайкальском крае, – сообщил «Номер один» известный экономист Алдар Бадмаев. – Поскольку региональный рынок узок, и развернуться, в силу малой численности потребителей, очень непросто,  образовалась высококонкурентная среда. В этих условиях местные ритейлеры оказались более жесткими, чем сибирские и даже общероссийские компании. Причем не только на низкоценовом сегменте, как считают некоторые эксперты, но и на среднеценовом, где и пытался укрепиться Spar в Бурятии. 

По словам эксперта, бурятские ритейлеры ушли далеко вперед,  как с точки зрения применяемых технологий организации торговли, управления, обученности персонала, так и вертикальной интеграции с производственными компаниями, выхода на собственные бренды, увеличения резервов получения прибыли. 

– Наши компании «Абсолют», «Титан», «Барис», «Николаевский» ничем не уступают любым передовым компаниям в розничной торговле страны, – отметил Алдар Бадмаев. – В этих условиях я лично был удивлен лишь тем, как долго наши ритейлеры принимали решение о выходе на соседние рынки.  И сегодня мы видим, как «Абсолют» и «Николаевский» открыли десятки супермаркетов и магазинов в Иркутске и Забайкальском крае и активно развиваются там, что выгодно в целом для Бурятии». 

Таким образом, уход Spar приведет лишь к тому, что будет ликвидирован еще один денежный насос, в ходе которого прибыль из Бурятии вывозилась в Иркутск и по франшизе – в Голландию.  И этот процесс также можно назвать импортозамещением для местного рынка. Главное только, чтобы местные сети при этом не расслабились, лишившись конкуренции со стороны западных сетей. И не подняли цены, как это нередко происходит в России.

Дмитрий Родионов, «Номер один».  
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.