Три сырьевых «кита» Бурятии

Добывающая отрасль Бурятии держится на трех «китах» – золото, уголь и уран
A- A+
Цель региона состоит в том, чтобы не дать им сбавить обороты. В данной отрасли суммарно работает около шести с половиной тысяч человек. По количеству рабочих мест это сопоставимо с одним Улан-Удэнским авиазаводом. 

Золотой «кит» на сегодня – самый слабый. Добывается около шести тонн в год. После провала амбициозной республиканской программы «Золото» направление теряет объемы добычи. Провал случился из-за того, что золотодобытчики неверно спрогнозировали концентрацию рудного золота на одном перспективном, как тогда казалось, участке. 

«Мы видим некий спад, порядка 400 килограммов», – признают в правительстве Бурятии. 

К примеру, сейчас «Бурятзолото» проводит геологоразведочные работы на нижних горизонтах своего рудника «Холбинский». Предварительно, получены оптимистичные результаты. Ожидается, что прирост запасов составит порядка 15 тонн. Если разведка не ошиблась, речь идет о «втором дыхании» рудника – сейчас верхние ярусы уже отработаны, истощены, идет спад. 

Чиновники не скрывают, что спад в этой компании продолжится в 2017 году. Но потом добыча благородного металла должна восстанавливаться. 

В этом году в республике приступили к добыче каменного угля. Он, как известно, не так хорош, как антрацит, но зато однозначно лучше бурого угля. Каменный уголь стал добывать разрез «Тугнуйский» на Никольском месторождении. Нынче хотят добыть 0,5 миллиона тонн. 

Бурятия долго работала в Роснедрах. Из-за технической ошибки ранее угольщики не могли добывать там каменный уголь. 

«Через несколько лет планируем, что уровень добычи на Никольском месторождении достигнет 11–12 миллионов тонн», – ожидают в правительстве республики. 

На мировом рынке бурятское каменноугольное месторождение будет конкурировать, прежде всего, с качественным монгольским углем. 
Что касается низкокачественного бурого угля, регион нынче выйдет на 2,8 миллиона тонн. 

Кроме того, Бурятия становится главным урановым поставщиком в России. Для освоения месторождений стратегического ископаемого не жалеют денег.

Предприятие «Хиагда», которое работает на одноименном месторождении, в нынешнем году может перевалить за 500 тонн урана. За последние пять лет в урановое производство инвестировано 24 миллиарда рублей. До 2024 года намечено вложить еще около 25 миллиардов рублей. 

«Запасы урана при существующем уровне добычи позволяют отрабатывать месторождение около 100 лет.  Планируем, что «Хиагда» увеличит добычу урана и к 2024 году выйдет на добычу 1240 тонн в год», – полагают бурятские специалисты. 

Ежегодно в республике добывается около 1,5 тысячи тонн нефрита, который потом с бешеными накрутками продается в КНР. Из 17 лицензий восемь выдано за последние два года. 

Печальная судьба эвенкийской общины «Дылача», которая вела добычу нефрита, стала прологом к консолидации нефритовой отрасли Бурятии. В итоге залицензированы почти все разведанные нефритовые месторождения. А в Бурятии сосредоточено более 90 процентов разведанных запасов камня в России. 

Нефритчики платят в бюджет около 100 миллионов рублей. Это ничтожная капля по сравнению с другими. Хотя, как утверждают чиновники, МВД по Бурятии смогло побороть криминальный нефритовый промысел. 

Дошло до того, что теперь есть законопроект, по которому у пойманных «черных нефритчиков» предлагается конфисковывать задержанные автомашины, бульдозеры, экскаваторы и т.д. 

В целом положительная динамика в добывающей отрасли Бурятии сохраняется в наши кризисные времена. В 2016 году размер средней зарплаты приближается к 50 тысячам рублей в месяц. Это на 70 процентов выше среднереспубликанской зарплаты.

Налоговые поступления в бюджет республики от эксплуатации сырьевых ресурсов региона быстро растут. В 2013 году поступило 1,5 миллиарда рублей. В 2016 году превысят три миллиарда рублей. 

Удается удержать и объем инвестиций. Он держится на стабильном уровне. По итогам текущего года это будет более четырех миллиардов рублей (из них порядка двух миллиардов рублей – по «Хиагде»). Несмотря на тревожные опасения правительства Бурятии, что кризис ударит по инвестиционной активности добывающих предприятий, интерес к извлечению из недр республики полезного сырья сохранился. 

За последнюю пятилетку объем отгруженной продукции вырос в денежном выражении с 12 миллиардов до 20 миллиардов рублей. 

В перспективе руки горнодобывающих корпораций могут вновь добраться и до бурятского молибдена. Потенциал есть, и идет поиск деловых партнеров-инвесторов. Сегодня ситуация «заморожена», похвастаться нечем. 

Найден инвестор для освоения месторождения калийных удобрений – сынныритов. Идет конкурс, до конца декабря могут уже определить победителя. Активно работают и по вовлечению в добычу месторождения особо чистого кварца. 

В целом по Бурятии выдано 274 лицензии на добычу полезных ископаемых. 

«Мы форсируем это направление вместе с Роснедрами. Буквально в течение полутора лет выдано 74 лицензии. Будем надеяться, что добыча будет развиваться», – подытоживают в правительстве Бурятии.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.