Коридорные разборки

Горожане стали заложниками конфликта мэрии Улан-Удэ и правительства Бурятии
A- A+
Улан-Удэ не получит от Бурятии требуемых мэрией денег. По крайней мере, в 2017 году. Хурал готов идти на компромисс с городскими властями, но даже если таковой случится, первые доходы столица получит только в 2018 году. Осложняет ситуацию конфликт между республиканским правительством и администрацией города. Впрочем, депутаты уверены, что «коридорные вещи» нужно решать по-другому, не затрагивая интересы жителей.

Стороны баррикад

Напомним, под конец года обострилась риторика мэрии Улан-Удэ вокруг доходов местного бюджета. Столичная казна добывает налогов больше, чем все остальные районы, а получает обратно из республиканского бюджета меньше, чем хотелось бы.

Обострение произошло на фоне предбанкротного, как уверяют городские чиновники, состояния Улан-Удэ. Муниципальный долг достиг таких размеров, что в будущем году банки могут просто не принять заявки от мэрии на получение новых кредитов. А если банки запросят весь долг обратно, что вполне вероятно, учитывая объем задолженности, тогда у столицы не хватит денег даже на элементарные вещи, будь то благоустройство или социальные обязательства.

Основные требования города – отдать половину отчислений, поступающих по упрощенной системе налогообложения, на уровень муниципалитетов и выдать столице бюджетный кредит в один миллиард рублей.

Споры вокруг этих требований не утихали последние месяцы, причем обсуждения проходили весьма бурно. Депутаты Хурала, представляющие округи Улан-Удэ, даже угрожали бойкотировать принятие бюджета-2017, в случае если исполнительная власть Бурятии не пойдет на уступки.

В итоге решили собрать рабочую группу. В нее вошли по шесть представителей от правительства, Хурала и муниципалитетов. Исполнительную власть Бурятии представляют два зампреда правительства: Иннокентий Егоров и Александр Чепик, два министра – Зандра Сангадиев (экономики) и Игорь Шутенков (финансов), и заместитель руководителя администрации главы.

От Хурала в рабочую группу вошли сторонники позиции мэрии – депутаты Баир Цыренов («Единая Россия»), Игорь Марковец, Андреян Зыбынов. А также парламентарии, которые занимают более осторожную позицию: Александр Стопичев, Зоригто Цыбикмитов и вице-спикер Владимир Павлов.

Муниципальные образования представляют исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований РБ» Борис Бородин, главы Заиграевского, Селенгинского, Кабанского и Хоринского районов, а также лично мэр Улан-Удэ Александр Голков.

– Если ситуация на самом деле такая критическая, как дает ее город, то надо искать возможности, каким образом можно помочь, подстраховать, прежде всего, жителей города, а не власть, – уверен Игорь Марковец, член группы, глава исполкома ОНФ в Бурятии, депутат Хурала. – Если комиссия придет к выводу, что это надуманно или раздуто, она сделает свое заключение. Но это должно быть прозрачно, открыто.

Состав получился противоречивый, причем на первый взгляд перевес «солидарности» не в сторону мэрии. Ведь позиция правительства кардинально противоположна позиции мэрии, позиция разных депутатов Хурала может отличаться, а районы и вовсе против межбюджетных новшеств. Ведь за них им придется заплатить деньгами, которые они получают от республики на сбалансированность бюджетов.

Искусство торговаться

Изначальные требования мэрии и депутатов Хурала, солидарных с ней, гласили: вопрос должен быть решен до декабрьской сессии республиканского парламента. Однако выяснилось, что городские чиновники нарушили сроки.

– Любой закон, который меняет норматив и вводит налог, должен рассматриваться за два месяца до внесения в Народный Хурал закона о бюджете. То есть они с опозданием внесли, и этот закон переходит на 2018 год. Здесь еще с юристами надо обсуждать, – рассказал спикер Хурала Цырен Доржиев.

С другой стороны, депутаты не против перераспределения денег, которое предлагает мэрия. Но, как выяснилось, компромиссный вариант, который сегодня всерьез рассматривается на рабочей группе, урезает аппетиты столичных чиновников.

– Мы рассмотрели проект закона, где предлагается 35 процентов от упрощенной системы налогообложения оставить на местах. Сейчас 100 процентов от упрощенной системы налогообложения поступает в республиканский бюджет, – констатировал вице-спикер Владимир Павлов.

То есть вместо половины мэрия получит 35 процентов от УСНО. Это несколько сотен выпадающих доходов республиканского бюджета, которые надо будет как-то возместить. Как именно, пока никто сказать не может.

Стоит отметить, большая часть налогов по этой системе собирается в Улан-Удэ. Те районы, где развит бизнес, тоже окажутся в плюсе от такой новации. Но таковых немного. Впрочем, по мере обсуждения появляются и новые предложения, касающиеся других налогов.

– И город, и районы – они умеют считать, работать над повышением доходов своих бюджетов, постоянно работают над оптимизацией расходов. И, возможно, они предложат какой-то дифференцированный подход, – рассказывал Владимир Павлов. – Были предложения часть других налогов оставить еще, например, на вмененный доход. Эти предложения мы будем обсуждать.

В любом случае, даже если и будет принято какое-то решение, то в силу оно вступит с 1 января 2018 года. Такую дату называют депутаты Хурала.

Что же касается бюджетного кредита в миллиард рублей, который просил город у республики, то этот вопрос пока завис в воздухе. Он вне компетенции созданной рабочей группы, а Хурал в целом пока не хочет вмешиваться.

– Это очень серьезный вопрос. Здесь Народному Хуралу вмешиваться пока не надо, наверное. И правительство, в частности министерство финансов, должны с городом довольно серьезно посидеть и еще раз посчитать, – осторожно прокомментировал Цырен Доржиев. – Здесь сразу взять и какие-то решения принять нельзя. Но это должно постоянно в работе находиться. Несколько раз этот вопрос обсуждался в правительстве.

Жители в заложниках

Но главная проблема в поиске компромисса – напряженные отношения между мэрией Улан-Удэ и правительством Бурятии. Депутаты открыто признают, что между двумя уровнями власти есть конфликт, который так или иначе придется разрешить.

– Пускай они там свои «коридорные вещи» решают по-другому, то есть если у них есть какие-то претензии друг к другу, к тому, кто как работает. На это есть закон и различные инстанции, которые этим занимаются. Не хочется, чтобы наши жители оказались заложниками в этой ситуации непонимания между городскими властями и республиканскими, – пояснил нам один из депутатов Хурала

Также депутаты пеняют на то, что город и правительство оперируют разными цифрами. При этом каких-то совместных совещаний по этому поводу, видимо, не происходит. Либо они не афишируются. 

– Город одну цифру говорит, министерство финансов – другую. Им надо садиться, считать, доказывать друг другу, решение выносить, а потом уже в виде закона на сессию выносить, – уверен Цырен Доржиев.

Тем не менее в поправках к бюджету-2017 власти пошли на уступки мэрии. Правда, только по отдельным пунктам. Дополнительные деньги выделили «Водоканалу» и «Управлению трамвая». По большому счету это капля в море. Ведь если город упадет в финансовую пропасть, пострадают от этого обычные жители. С другой стороны, если поддержать столицу за счет районов Бурятии, это вряд ли будет справедливо. Ведь в остальных муниципалитетах ситуация ничуть не лучше, чем в Улан-Удэ. А местами даже хуже.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.