21.12.2016
Характеристики и качество выпускаемой техники позволяют авиазаводу оставаться на плаву в любых условиях

2016 год стал непростым для Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ), предприятия холдинга «Вертолеты России». В первую очередь, из-за снижения спроса со стороны заказчиков в связи с кризисными явлениями в мировой экономике. Тем временем заинтересованность в успешной работе предприятия только выросла в связи с нехваткой средств в бюджете Бурятии, ведь еще в прошлом году авиационный завод, являясь крупнейшим налогоплательщиком региона, заплатил в казну 5,6 миллиарда рублей. 

До конца года станет ясно, насколько меньше будет поступление налогов в региональный бюджет от прибыли предприятия. Однако сегодня на первый план выходят отнюдь не налоги, а стабильная работа У-УАЗ, связанная с формированием портфеля заказов на вертолеты Ми-8АМТ (171) на будущий год.

Какой спрос с кризиса?

Примерно два года назад российские производители вертолетов ощутили снижение спроса на технику, прежде всего по экспортным поставкам. Сказалось распространение  кризиса на экономики развивающихся государств – основных покупателей наших винтокрылых машин. Впрочем, это могло быть циклическим спадом после бурного экспортного роста, характерного в 2012–2014 годах, когда вертолетные заводы холдинга, в том числе Улан-Удэнский авиационный завод, работали с максимальной загрузкой. 

Между тем спрос на российские вертолеты в мире хоть и снизился, однако в ближайшие годы альтернативы им на мировых рынках не предвидится, особенно по таким показателям, как надежность и приемлемая для заказчиков цена. Это актуально для развивающихся государств с жарким и влажным климатом, где российские вертолеты могут долго и надежно трудиться, не теряя своих эксплуатационных характеристик. 

Так, недавно холдинг изготовил для Министерства обороны Народной Республики Бангладеш очередную партию вертолетов Ми-171Ш производства Улан-Удэнского авиационного завода. Одновременно проводится и подготовка летного и инженерно-технического состава заказчика.

Надежные и незаменимые

– Бангладеш уже успешно эксплуатирует российские вертолеты Ми-171Ш, ранее изготовленные на Улан-Удэнском авиационном предприятии, и за годы эксплуатации машины прекрасно себя зарекомендовали в тяжелых климатических условиях страны, – сообщил заместитель гендиректора холдинга «Вертолеты России» Владислав Савельев.

В целом рынки Азии и Ближнего Востока в настоящее время демонстрируют стабильность и потребность в надежных и многофункциональных вертолетах разных классов, в том числе и в машинах для первых лиц. 

– Мы готовы предложить не только современную технику и перспективные разработки, но и все необходимые сопутствующие услуги, включая послепродажное обслуживание, –  сообщают в холдинге «Вертолеты России».

Недавно У-УАЗ поставил по контракту с  China General Aviation Service Co Ltd (КНР) партию многоцелевых сертифицированных вертолетов Ми-171. Два вертолета Ми-171Ш получили ВВС Вооруженных сил Казахстана. Что касается внутреннего рынка, предприятие сотрудничает с МВД и МЧС страны. В 2017 году, по сообщениям СМИ, холдинг «Вертолеты России» поставит 27 вертолетов Государственной транспортной лизинговой компании, из которых почти половину должен выпустить Улан-Удэнский авиазавод. 

– 2016 год был наполнен для нашего предприятия важными и интересными, а иногда непростыми событиями, – сообщил управляющий директор У-УАЗ Леонид Белых. – Причем плановые показатели в 2016 году по итогам года будут выполнены в полном объеме – как по количественному, так и по денежному показателю.

По словам управляющего директора, сегодня продолжается формирование портфеля заказов на 2017–2018 годы. Планируется, что в следующем году он останется приблизительно на уровне нынешнего. В частности, ведутся предконтрактные переговоры с рядом российских и зарубежных коммерческих заказчиков. Серьезный экспортный потенциал имеют вертолеты Ми-8АМТШ-ВА и Ми-8АМТШ-В. Дело в том, что данные модификации вертолетов выполнены в «арктическом варианте» и позволяют работать в суровых климатических режимах низких температур – там, где наша техника, что называется, вне конкуренции. 

Так, на вертолетах, выпускаемых У-УАЗ, установлена не имеющая аналогов система оперативного запуска двигателей при автономном и безангарном базировании машины, работающая от вспомогательной силовой установки ТА-14 российского производства. На машине установлено  навигационное  бортовое оборудование, позволяющее работать в условиях полярной ночи. Вертолеты Ми-8АМТШ-ВА прежде всего нацелены на покупателей, реализующих проекты в арктической зоне и северных широтах. Речь идет о компаниях геологоразведки, транспорта, нефтегазового сектора. На У-УАЗ уверены: в условиях возобновления интереса к разведке и освоению северных нефтегазовых месторождений, в том числе из-за наметившегося роста цен на нефть, спрос на подобную технику будет только расти.

Пока же основной спрос на новую технику генерируют нефтяные компании с государственным участием. Так, новый технический облик вертолетов Ми-8АМТ сформирован для компании «Роснефть»: вертолеты предназначены для освоения и обслуживания шельфовых и материковых проектов. И, конечно же, большое место в портфеле заказов занимает гособоронзаказ. Так, в прошлом месяце Улан-Удэнский авиационный завод в рамках государственного контракта изготовил первый вертолет Ми-8АМТШ-ВА в арктическом варианте для нужд морской авиации Военно-морского флота. В 2016 году завод вновь в срок и в полном объеме завершил исполнение ГОЗ-2016 по поставке вертолетов и авиационного имущества. 

Модернизация на миллиарды

Сегодня на предприятии отмечают, что в сложный период, сложившийся на рынке, важно заложить фундамент для будущего роста. В 2016 году в техническое перевооружение У-УАЗ было инвестировано около 1,5 миллиарда рублей, в том числе более миллиарда – на реализацию инвестиционных проектов. При этом основным перспективным проектом, ориентиром в перевооружении, является серийное производство вертолета Ми-171А2. Для того чтобы остаться на плаву и развивать предприятие, необходимо снижение издержек и повышение производительности труда. 

На всех этапах создания вертолета – от проектирования до серийного производства вертолетной техники – У-УАЗ внедрил современные цифровые технологии: так, трехмерные электронные модели разработаны на агрегаты для самолета Як-130 и Як-152. Предприятие производит их в кооперации с Иркутским авиационным заводом. У-УАЗ реализует 12 инвестиционных проектов, для того чтобы поднять уровень производства на современный, необходимый для участия в перспективных проектах уровень. Каждый из них предусматривает приобретение современного оборудования взамен морально устаревшего и физически изношенного. 

Например, в рамках проекта по модернизации и развитию инструментального производства предусматривается приобретение двух многофункциональных токарно-фрезерных технологических модулей. Они заменят 19 единиц изношенных и морально устаревших универсальных станков. Два новых многофункциональных круглошлифовальных технологических модуля придут на смену восьми устаревшим круглошлифовальным станкам. А один новый многофункциональный шлифовально-заточный технологический модуль заменит шесть единиц старых станков. 

Требуются профессионалы

Но, как всегда, технический прогресс и роботизация, повышая эффективность предприятия, снижают потребность в «рабочей силе», требуют другой квалификации кадров. 

Тем не менее, несмотря на сокращение потребности в кадрах в связи с модернизацией и снижением объемов производства, экономическое состояние завода в целом остается стабильным. Так, выручка предприятия, по предварительным данным, превысит 30 миллиардов рублей. В 2016 году состоялась очередная индексация заработной платы на 7,5%. Как отмечают на У-УАЗ, предприятие реализует обширную программу по подготовке и переподготовке персонала. Пункт об обучении входит в каждый договор с поставщиками оборудования, работники У-УАЗ имеют возможность повысить квалификацию за счет предприятия. Завод все меньше нуждается в использовании низкоквалифицированного труда, все меньше может его себе позволить. Поэтому постоянно идет набор инженеров-технологов, инженеров-конструкторов, специалистов с техническим и экономическим образованием, «узкими» профессиями. 

– Тот, кто готов работать на благо и развитие предприятия, кто готов развиваться вместе с ним, всегда будет востребован на производстве, – отмечают на У-УАЗ. 

Помимо модернизации технологического оборудования, на авиазаводе реализуются проекты в области информационных технологий. В результате ожидается снижение продолжительности и трудоемкости процессов, снижение влияния человеческого фактора на производственные процессы. Крупные ассигнования направляются и на решение  экологических задач. 

Социалка: как расставить приоритеты?

В 2016 году в прежнем объеме финансировалась социальная программа предприятия. Для закрепления молодых кадров на заводе разрабатываются жилищные программы. А в рамках программы «Молодой специалист» на У-УАЗ закрепляется молодежь, в том числе из других регионов РФ. 

Во многом благодаря дополнительным мерам социальной поддержки – доплата к заработной плате, предоставление места в общежитии – привлекаются необходимые для выполнения производственных задач работники. Для пенсионеров же разработана и действует программа корпоративного пенсионного обеспечения. Что касается самого младшего поколения, то организуется отправка детей в детские оздоровительные лагеря. В настоящее время на предприятии формируется новый коллективный договор, в котором оговариваются социальные гарантии для работников завода. Причем в расширенном, по сравнению со многими другими компаниями, объеме.

Таким образом, несмотря на все экономические трудности и кризис, весьма непростой процесс – формирование портфеля заказов на будущий период, предприятие продолжает работать и развиваться. Ведь кризис – это не только потери, но и время новых возможностей.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^