17.02.2016
Торговля бурятским деликатесом как способ разбогатеть

Кризис лютует в стране все сильнее. Но в Бурятии есть особый продукт, который имеет небывалый спрос во все времена. Буузы для жителей республики – особое лакомство, за которое готовы платить любую цену и покупать где угодно и когда угодно. Чем и пользуются предприниматели, официальные и не очень. 

«Блэк бууза» и подпольная торговля

Гости из соседних регионов сразу идут в ресторан, и первое, что они заказывают, – конечно, буузы. Выбор, как ресторанов, так и разновидностей национального блюда, очень велик. Одна из «фишек» последних лет – «Блэк Бууза». В тесто добавляют чернила каракатицы, отчего оно становится черным, а начинку делают из морепродуктов. Однако, несмотря на такую экзотическую внешность и непривычную начинку, они пользуются бешеным спросом. Кстати, и стоят они примерно на 15 рублей дороже своих классических собратьев. 

- Да, у нас есть черные буузы, - рассказывает администратор ресторана «Тэнгис», - заказывают их с удовольствием, и часто. Но все-таки самый любимый вариант – классические буузы. 

Те, кто желает сэкономить или предпочитает лакомиться любимым блюдом, не выходя из квартиры, заказывают мясные деликатесы на дом. Услуга доставки бууз в Улан-Удэ процветает. Представитель компании «Доставкин» Геннадий рассказывает, что во время Сагаалгана национальная пища – излюбленное лакомство. 
 
- Прилично их берут, - констатирует Геннадий. – Продажи постоянно увеличиваются. А во время любых праздников всегда идет особый всплеск продаж. В основном заказывают местные жители или приезжие из близлежащих соседних регионов. Иностранцы, правда, ни разу не заказывали.

Услуга доставки бесплатная, а вот бууза на дом обойдется в 40 р.

К слову, сейчас в Улан-Удэ очень распространены еще одни «черные» буузы. Но речь идет не о цвете, а о способе сбыта. Предприимчивые горожане предлагают национальное блюдо по сходной цене друг другу. Хозяйки, выучившиеся их лепить чуть ли не с младенчества, ведут свой собственный бизнес, который, судя по обилию объявлений, пользуется спросом не только в узких кругах. Соцсети и сайты заполонили сообщения «продаю буузы». Цены на домашнее лакомство варьируются от 15 до 25 рублей. Нужно просто позвонить по указанному телефону, сказать, сколько штук ты хочешь получить, и «повар на дому» все сделает в лучшем виде. Правда, как правило, получить товар получится только на следующий день, и за доставку придется немного доплатить. 

- 22 рубля штука у нас, - рассказывает девушка, которую мы нашли по объявлению «Продаю домашние позы». – Фарш из говядины и свинины. Мы сами дома готовим. Скажите, когда вам надо и сколько, а на следующий день мы привезем. 

Однако домашняя еда оптом и без санитарного контроля может привести к печальным последствиям. А дешевизна - обернуться отравлением, - предупреждают в Роспотребнадзоре.

Маленький бизнес - большая конкуренция

Есть и еще одна категория предприимчивых местных жителей. С виду неприметные домики на улице Коммунистической знают все любители полакомиться горячей вкуснятиной. Баир Доржиев почти каждый день обедает в таких мини-буузных. 

- Приходишь, как домой. Пахнет как дома. Мы всегда здесь едим. Рестораны, кафе - красиво, конечно, но дорого. Не поешь там каждый день. А здесь все очень вкусно. Самые вкусные буузы только в таких закусочных! - уверен мужчина.

Цена одной буузы здесь примерно 35 рублей.

Между тем и между этими маленькими кафе идет нешуточное «сражение» за клиента. Тут все по-взрослому. Владельцы внимательно наблюдают за тем, чтобы конкурент не вздумал «уронить» цены, и тщательно проверяют на вкус все блюда соседей. Хотя, по их признанию, у каждого есть свой бренд. У кого-то это позы, кто-то делает тающий во рту шарбин, а где-то наперебой расхватывают дымящийся сытный бухлер. 

У крупных мясоперерабатывающих компаний, которые не первый год «выкидывают» на прилавки местных магазинов замороженное лакомство, к сожалению, не все так гладко. Некоторые из производителей признаются, что продажи хоть и не намного, но упали. 

- Кризис, конечно, сказался, меньше стали покупать, потому что в любом случае производителей стало гораздо больше, да и сыграла нынешняя экономическая ситуация, - признается представитель компании «Пиката» Александр Геннадьевич. - Многие сейчас предпочитают делать буузы сами. У меня знакомые закупают мясо, делают фарш и целыми семьями лепят. Так получается дешевле. 

Другие в то же время признаются, что торговля буузами – скорее гарантия стабильности.

- По сравнению с 2015 годом у нас не было спада, но и повышения не было. Пока все остается на одном уровне, - рассказали в компании.

Судя по всему, Бурятия может быть спокойна. Здесь есть особый продукт, который наряду с хлебом и картошкой будет в ходу всегда. Какие бы экономические и финансовые катаклизмы ни случились, в республике сохранится спрос на самое любимое блюдо.

Елена Медведева, «Номер один».
^