Кризис – время для перемен

Кто-то считает, что в кризис надо сидеть тихо и не предпринимать рискованных шагов
A- A+
Но есть и другая, менее популярная точка зрения о том, что кризис, напротив, – самое подходящее время для перемен. «Номер один» разбирался, естьли жизнь в бизнесе в непростые экономические времена. 

Как говорят бизнес-гуру, за каждым спадом в экономике рано или поздно последует подъем. Поэтому лучше быть на коне, когда начнется рост. По словам улан-удэнца Алексея Николаева, который занимается предпринимательской деятельностью более 20 лет, для всех новичков именно кризис должен стать толчком к открытию собственного дела. 

Без риска не бывает бизнеса

Одним из таких новичков, который не испугался тяжелых перемен, стал Дашибал. По профессии он – военнослужащий. Свое дело молодой человек открыл вместе с женой, которая стала идейным вдохновителем проекта. 

- К своему бизнесу мы шли давно, долго думали, искали в Интернете. Перед Новым годом жена показала мне франшизу антикафе. Я почитал, мне понравились условия и сам проект. В итоге купил франшизу. Без первого шага не бывает бизнеса, а я парень рисковый, – рассказывает Дашибал. 

Рынок кафе развлекательного формата в Улан-Удэ пережил бум несколько лет назад, когда антикафе появились в каждом районе. Однако большинство из них не смогли пережить кризис. Однако эти тревожные тенденции не остановили Дашибала, который приобрел тольяттинскую франшизу за 190 тысяч рублей. Еще 100 тысяч рублей ушло на ремонт помещения и первоначальную аренду. 

- Долго искал место, хоть сейчас и много пустующих помещений. Выбрал «Саяны» из-за высокой проходимости и адекватной цены, – говорит молодой человек. 

Всего за месяц отпуска Дашибал решил все вопросы с документами, отделкой и контентом заведения. Свои двери антикафе открыло 30 января. Оперативным управлением кафе заведует супруга, а Дашибал подключается по выходным. Как признается молодой человек, без помощи родителей они бы не справились. 

- У нас двое маленьких детей, плюс я целыми дням на работе. Поэтому перевез к нам родителей из деревни. Теперь они сидят с детьми. Маме объяснил, что открываем свое дело, она поняла и бросила свою работу, – говорит Дашибал. 

Шторы по фен-шую

Чтобы превратить свое хобби в бизнес, нужно встретить нужного человека. Улан-удэнка Елена увлеклась фен-шуем 15 лет назад. Для психолога и медика по образованию древняя китайская наука о гармонизации пространства стала настоящим открытием. 

- Я скупила все книги, которые смогла достать. Потом уже перерыла Интернет и поехала в Иркутск, где выучилась на дизайнера именно в области фен-шуй. Несколько лет я проводила сама обучение и консультировала знакомых, – рассказывает Елена. 

В прошлом году фанат фен-шуя встретила единомышленника, который предложил ей создать собственную студию. 

- Мы открылись месяц назад. Наша студия-центр дизайна интерьера по фен-шуй получила название «989». Это связано с нумерологией, так как каждая цифра несет определенную энергетику. Сейчас занимаемся дизайном ресторана и нескольких кафе. В фен-шуй нет мелочей, важно не только, где находится вход, но и какие шторы в зале, – говорит мастер. 

Затраты на свое дело вышли небольшими – аренда офиса и закупка правильных предметов интерьера. 

- Мы консультируем и частных лиц. Многие тратят огромные деньги на новый дом, а чувствуют себя в нем несчастными. Мы определяем психотип человека и его стихию, далее помогаем выбрать участок и по сторонам света смотрим, где будут окна, кочегарка, баня и гараж. В самом доме очень важно правильно выбрать место для спальни, кухни и санузла. Здесь без знаний фен-шуй можно все испортить, – отмечает дизайнер. 

Отметим, рынок консультаций, ориентированный на частный бизнес и состоятельных горожан, остался одной из немногих привлекательных ниш. 

Инвестиция в детей

Продукты питания, здоровье и все, что связано с детьми, – эти сферы считаются наиболее привлекательными в любые времена. Именно инвестиции в сферу детского досуга стали самым популярным способом открыть свое дело – от частного детского сада до развлекательного центра. 

- Индустрия развлечений более устойчива, чем ретейл. Тем более люди в последнюю очередь будут экономить на детях. А наш батутный центр рассчитан на детей, которые по первым отчетам составляют основную аудиторию, – говорит директор батутного центра Олег. 

Учредителями нового для Бурятии формата развлекательного клуба стали два бывших улан-удэнца. Один из них – Олег, который профессионально занимается управлением бизнес-проектов. 

- Мы с партнером перебирали различные варианты инвестиции. Сходили в батутный центр в Москве, идея нас захватила. Мы проанализировали рынок, подобные центры в регионах стали появляться только в последние два года. Поэтому выбрали родной Улан-Удэ, где подобный формат еще никем не занят, – отметил предприниматель. 

Батутный центр – это в первую очередь технологический парк, поэтому инвестиции в ремонт помещения и установку оборудования превысили 5 миллионов рублей. 

- Для нас этот проект - в первую очередь инвестиция. О сроках окупаемости пока рано говорить. Но статистика посещений нас пока радует, – оптимистично отмечает директор батутного центра.  

Несмотря на общую стагнацию бурятской экономики, именно кризис становится отправной точкой для начинающих предпринимателей. Более дешевая рабочая сила, упавшая арендная плата и слабая конкуренция – эти факторы делают этот год временем стартапов. 

Лев Хандажапов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.