Полет на лыжах до Москвы

80 лет назад четыре отважных улан-удэнки стали супергероями СССР
A- A+
У каждого человека есть свой звездный час, когда он достигает великой цели, несмотря на лишения и трудности. Был такой миг и у пяти девушек Бурятии, «пролетевших» на лыжах через всю страну до Москвы. «Номер один» вспоминает исторический подвиг, перелистывая хроники тех дней и воспоминания самих участников.

Юбилей подвига

Легендарному переходу Улан-Удэ - Москва в этом году исполняется 79 лет. 

"Вы путь проторили в снегах, в далеких равнинных краях, Бурятии дочери славные, ее героини отважные. О вас пятерых я пою хвалебную песню мою. Наметив достойную цель, сквозь стужу, пургу и метель, и вверх по подъемам и вниз вы дружно прошли, пронеслись" – гимн мужеству пяти девушек, преодолевших свыше 6 тысяч километров пешком, написал полвека назад известный поэт Цыдэн Галсанов.

Через неделю этому беспримерному подвигу стукнет 79 лет. Пешелыжный переход стартовал 21 октября 1936 года с площади Революции и спустя пять месяцев закончился триумфальным финишем на московском стадионе «Динамо». Рекорд девушек-лыжниц – 6065 километров за 95 дней – так и остался непобитым до сих пор. 
Одним из инициаторов перехода был поэт и физкультурник Семен Ицкович (Метелица). 

- «Как вы думаете, Вера, если подобрать таких девушек, как вы, смогли бы они дойти до Москвы?» - вспоминает Вера Любимская, первая чемпионка Бурятии по лыжным гонкам. 

Команду супергероинь отбирали, словно для полета в космос. После серии походов из 50 кандидаток, кроме Любимской, остались слесарь-инструментальщик паровозо-вагонного завода Софья Тыхеева, Мария Хахалова, помощник политрука Аларской МТС Елизавета Константинова и студентка музыкально-театрального училища Анастасия Сункуева. 

- К этому переходу мы готовились, тренировались целый год. В течение года мы занимались многими видами спорта: лыжными пробегами на малые и дальние дистанции, пешими походами, водными лыжами на реке Уде, велопробегами и прыжками с парашютом с вышки, – пишет в своей книге Софья Тыхеева. 

600 км через ледяную степь

Наступил долгожданный день старта - 21 октября. С утра с волнением девушки проходят медосмотр, и врачи всем дают «добро». Тогда на площади Революции собрался весь город - кумач флагов, живые цветы, напутствия, гул самолетов, листовки в воздухе. 

Сопровождали лыжниц трое мужчин: командир перехода Леонид Бобыкин, политрук Александр Сазонов и старшина Алексей Бутунаев, навьюченный лыжами, спальными мешками, продуктами и запасным обмундированием.  

В дороге девушки успевали вести дневники, несмотря на спартанские условия и сильный мороз. Из Улан-Удэ и Москвы на имя команды летели телеграммы: «В связи низкой температурой, метелью, бураном задержать команду».

- Метель в степи все вокруг покрывает густой пеленой. И морозы за сорок. Наш маршрут по барабинским степям составил 624 километра, его мы прошли за 10 ходовых дней. Однажды, зайдя в будку путевого сторожа для отметки в маршрутной книге, мы были «арестованы» им. С трудом уговорили упрямого дяденьку вернуть нам маршрутную книгу. Хотя на дворе стоял мороз 45° со снежным бураном, мы не настроены были сидеть в будке у теплой печки. Сторож недоумевал. А мы шутливо твердили суворовский афоризм: «Тяжело в учении - легко в бою», – вспоминает Софья Тыхеева. 

Лошади не выдерживали

Труднее всего далась девушкам весенняя распутица, шлепали прямо по талому снегу. Лыжницы были вынуждены идти ночью, когда подморозит. Багаж с продуктами и запасной одеждой отстал. Лошади не выдерживали дневной маршрут в 70—75 километров. Спортсменки подтрунивали над старшиной Бутунаевым: «Наша девичья сила выносливее, чем лошадиная сила!».

- Самыми тяжелыми оказались последние километры перед финишем. Всюду цветы, живой коридор, громогласное «ура!», щелканье фотокамер, а мы как загнанные лошади, шаркаем лыжами по голой земле - снега-то нет. И вот он, финиш, гремит духовой оркестр - 6065 километров позади, не можем поверить, неужели все? - рассказывала Софья Тыхеева. 

8 марта им рукоплескал Большой театр Союза ССР, их приветствовала Надежда Крупская, ордена в Колонном зале вручал сам Михаил Калинин. Американский скульптор Митчелл Филдс заявил о желании сделать скульптуру лыжницы. Спортсменки решили, что позировать должна миниатюрная, изящная, как буддийский бронзовый божок, Софья Тыхеева. Эта скульптура в парке Горького стояла до самой войны. 

24 марта девчата выехали из Москвы. Ночной Улан-Удэ встретил их музыкой, колонной физкультурников, объятиями друзей и родных. Их несли на руках. Софье Тыхеевой прямо на вокзале вручили ключи и отвезли не в общежитие, а на новую квартиру.

Но не обошлось и без слез. Среди встречающих девушки не увидели любимого помощника и соратника Алексея Бутунаева. Когда он вернулся, ему было предъявлено обвинение в умышленном заражении клещом зерновых фондов республики. К их приезду Алексея уже расстреляли. Такая же участь постигла Михея Ербанова. 
Сегодня в живых из участников легендарного перехода никого не осталось. О подвиге супергероев Советского Союза напоминает лишь скромная мемориальная доска на здании у площади Революции. 

Лев Хандажапов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.