Ад из плесени и угли вместо дома

Застройщики наживаются на обездоленных детях
A- A+
Дети-сироты с ранних лет привыкают самостоятельно переживать свои недетские горести и решать непосильные проблемы. У них нет родителей, которые поддержат в трудную минуту, заплатят за учебу или помогут купить жилье. Тем более непонятно, почему взрослая жизнь и без того обиженных судьбою детей начинается с большого обмана. 

Один из самых насущных вопросов вчерашних выпускников детдомов – жилищный. Оформить ипотеку сейчас даже для взрослых и работающих людей – почти невозможная затея. А подростки, которые не имеют ни профессии, ни поддержки родных, приобрести жилье самостоятельно, понятное дело, не смогут. Хорошо, что государство на этот счет вроде было позаботилось. По закону каждому сироте положено выдать жилье. Естественно, подразумевается, что оно будет качественным. Но на деле ситуация в республике доходит до абсурда. 

Сгоревшие мечты

Многочисленные факты безобразного отношения исполнителей к своим обязанностям говорят сами за себя. Вал возмущения от жителей новых домов не прекращается. О вопиющих случаях пишут как в районных, так и в центральных СМИ республики. 

Жителю села Кабанск Руслану Кузнецову пришлось доказывать свое право на жилье через суд и пройти всевозможные инстанции, чтобы получить то, что полагается ему по закону. Но и когда судебные тяжбы остались позади, Роман так и не успел пожить в своем отвоеванном доме. По словам семейной пары, жилье им дали «наотмашь», лишь бы отстали. Но они были рады и этому. 

«Пусть дом пока холодный, можно протопить», - решили молодожены. 

Молодой семье не терпелось заехать в родной дом и начать обустраивать свой быт. В дом привезли мебель, на пол постелили красивый ковер, на окнах повесили шторы - все как полагается. Впереди были планы о счастливой семейной жизни в уютном гнездышке. Казалось бы, теперь можно жить: есть дом, семья, подрастает маленькая красавица-доченька. Но не суждено. 

Руслан, отправив жену с дочкой на время к маме, решил как следует протопить дом. Ведь годовалую малышку не приведешь в холодное жилье. Купили дров, и три дня мужчина топил печь. На четвертый, уехав на учебу, попросил родственницу присмотреть за родными пенатами. Каков же был ужас отца семейства, когда ему позвонили и сказали «Твой дом горит!». Руслан, бросив все, кинулся обратно.

- Он все бросил, поехал скорее домой, приезжает, а там пожарные уже тушат остатки от дома. Остался только каркас, - рассказывает жена Романа Кристина. - Все внутри сгорело. Возгорание началось рядом с трубой, и огонь начал подниматься наверх, в сторону крыши. Спасатели ее разобрали. Теперь нам можно смотреть на звездное небо. Мы в прямом смысле остались без крыши над головой. А ведь это было наше единственное жилье. 

Бракованная печь?

Руслан и Кристина до сих пор не могут отойти от шока. Отчаяние молодой семьи просто невозможно описать словами. Выходит, все мучения, все усилия были пустой тратой времени. Семейная пара все задается вопросом - почему новый дом так неожиданно загорелся?

- Экспертиза еще не готова, но Госпожнадзор нам дал постановление, в котором написано, что возгорание произошло от печной трубы. И даже сами пожарные нам сказали, что у трубы была неправильная кладка. Больше не из-за чего было загореться. У нас, оказывается, проводка шла прямо под трубой, и когда труба накалилась, все загорелось сразу, - объясняет женщина.

Стоит отметить, что миллионный контракт, объявленный министерством строительства Бурятии на благоустройство жилья для детей-сирот в Кабанске, выиграл ИП Чирков. Нужно отметить, что Александр Владимирович, судя по документам, занимается почти всем подряд. И ремонтом дворовых территорий, и поиском подрядчика для автодорог, и установкой рольставней, и поставкой топлива. Ну и, между делом, благоустраивает дома для сирот. 

Тем не менее предъявить ему пока нечего. Официальное заключение экспертизы еще не готово. Нужно ждать. Вот только печальный факт налицо - сирота, едва став хозяином собственного жилья, вновь оказался на улице. 

Ад из плесени

В селе Турунтаево детям-сиротам доказывать ничего не пришлось. Ключи от квартир в новом доме им вручили сразу. Все было торжественно, под аплодисменты и громкие красивые слова. Наталья Волкова – сирота, сейчас уже молодая мама двух маленьких дочек. Радости от того, что молодая семья стала обладать свои углом, было немало. Вот только «угол» оказался сырым и заплесневевшим. 

- Ключи от квартиры нам дали 25 февраля 2015 года. Неделю было все нормально, а 9 марта мы приехали первый раз посмотреть квартиру. И увидели, что угол возле окна отсырел, и от стены начала отваливаться водоэмульсионная краска, - вспоминает Наталья.
 
С этого дня новая квартира превратилась для новоселов в занимательную игру «угадай, где сломается». Как только начинался дождь, в ванной по трубам бежала вода. Потом начали отсыревать потолки. Затем «домашний дождь» перестал быть чем-то редким. 

- А потом зацвела плесень: от угла и по всему периметру квартиры. Мы ее убирали. Но ведь постоянно капает с потолка вода, только одна стена сухая. Поэтому плесень цвела и цвела повсюду. К нам приходил наш управляющий со строителем. Они зашли на чердак над нами, и все там просмотрели. Сказали, что даже при беглом осмотре видно, что не утеплен конек на крыше, и вместо специальной пленки, которая должна пропускать воздух и задерживать воду, строители положили обычные большие пакеты от строительных смесей. Вот так сэкономили на нас, - возмущается женщина.

По сей день людям приходится существовать в невыносимых условиях, а маленькие дети, которые ежедневно дышат сыростью и спорами плесени, постоянно болеют.

- Все доходы уходят на лекарства для малышек. Что попало ведь им не купишь, стараешься покупать подороже, получше. А ведь нужно еще и за свет заплатить, и продукты покупать. Теперь у нас задолженность за квартиру накопилась. Денег не хватает, - говорит Наталья. 

За плесневелый ад нужно бы спросить с исполнителя - ООО «Промстрой», которое выиграло конкурс на благоустройство жилья для детей-сирот в 2014 году. Заказчиком выступило министерство строительства Бурятии. Сырой дом с плесенью на стенах не устроил заказчика. В сентябре 2015 года минстрой через суд понудил строителей в двухмесячный срок безвозмездно устранить замечания в доме № 16 в селе Турунтаево.

Но, по всей видимости, застройщику это ни к чему. Уже в начале декабря его признали банкротом и открыли конкурсное производство по распродаже имущества.

Заработать на сиротах

Разговоров о том, что в Бурятии сирот заселяют в дома, качество которых оставляет желать лучшего, было много. Вмешивался и глава республики. В апреле 2015 года глава Бурятии Вячеслав Наговицын призвал застройщиков не халтурить и не наживаться на обездоленных.

- Если выработанные на совещании меры не будут выполняться, будем наказывать, - отметил тогда Наговицын. 

Тогда же он заявил, что берет под личный контроль ситуацию с жилым домом в Кяхте. Строители сдали в ноябре 2014 года дом, в котором квартиры получили 26 детей-сирот. Однако вопиющий брак в работе строителей выявили очень быстро. Глава республики лично потребовал от застройщика исправить недостатки в кратчайшие сроки. 

К сожалению, по сей день практика доказывает, что для многих желающих взять «легкие деньги» даже сироты не становятся препятствием. Строительство жилья для обездоленных молодых людей в Бурятии становится выгодным способом заработать деньги на госконтрактах, а для чиновников – быстрее поставить галочку в документах. И не важно, кто попадает под эти программы и вынужден ютиться в полуразрушенных домах: старики, молодые сироты или дети. 

Елена Медведева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.