Китайская угроза Байкалу

Проект переброски по гигантской трубе байкальской воды в КНР бурятские ученые считают опасным для экологии
A- A+
Как сообщили китайские СМИ, ученые провинции Ганьсу, страдающей от засухи, начали разработку проекта строительства трубопровода из озера Байкал в КНР. При этом инициаторы проекта заявили, что нет никаких технических трудностей для того, чтобы затормозить строительство трубы протяженностью 1700 километров. Главное, чтобы было ответное желание российских властей получать валюту за возобновляемый и дармовой источник. «Номер  один» побеседовал с республиканскими учеными и экономистами о целесообразности строительства и рисках данного проекта. 

Недвусмысленное молчание

Несмотря на то что информация о трубопроводе появилась не вчера, официальные лица хранят молчание: никто с гневным видом не опровергает и не заявляет в духе «недрами и экологией  не торгуем». Напротив – как раз это Москва делает очень хорошо. И происходящее на наших глазах очень напоминает плановую подготовку к обработке общественного мнения. Впрочем,  даже если бы какой-то федеральный чиновник грозно опроверг недвусмысленное китайское послание по трубопроводу, это ровным счетом ничего бы не значило. Российские чиновники так часто врали по различным экономическим и социальным аспектам (начиная от курса рубля и заканчивая сроками выхода из кризиса), что особой веры этим заявлениям уже нет. 

Кстати, большинство опрошенных нами экспертов склоняется к тому, что проблема действительно серьезна, и трубопровод реально могут начать строить уже в ближайшее время. Ведь чиновники готовились к этому шагу давно. Даже на местном уровне неоднократно доводилось слышать о том, что хорошо бы подороже продавать байкальскую водичку китайцам. Об этом, в частности, заявила местная власть в прошлом году. По формуле которой «литр байкальской воды надо экспортировать в Китай дороже бензина». И сегодня, поскольку нефтяных доходов на различные геополитические авантюры Кремлю уже не хватает, возникает соблазн поправить положение за счет импорта федеральной H2O. 

– Я уже ничему не удивлюсь, если будет принято такое решение, то деньги, выделенные на проект, освоят, трубу построят и воду погонят за тысячи километров, – говорит экс-руководитель фонда регионального развития Бурятии Анатолий Думнов. – Другой вопрос, что вся добавленная стоимость при этом будет оставаться китайцам, которые и будут разливать воду в бутылки и продавать. Ведь одно дело бутилировать воду на месте и совсем другое – качать ее по трубе, поскольку тогда она приобретает характер стратегического сырья, торговать которым нехорошо. 

По словам Анатолия Думнова, в Бурятии одна китайская фирма должна была в марте запустить проект добычи байкальской воды и розлива ее в пластиковые бутылки, однако недавно проект был застопорен.

– По моим сведениям, китайским инвесторам в последний момент было приостановлено финансирование со стороны одного из государственных фондов  поддержки зарубежных инвестиций, думаю, что это неслучайно, – отметил Анатолий Думнов. 

И действительно, зачем экспортировать бутылки, когда можно протянуть трубу и брать воды столько, сколько будет возможно? 

Тем не менее определенные сложности для инициаторов проекта могут возникнуть из-за сурового климата.

Дело – труба

– Это технически невозможный проект, какую бы по размерам трубу ни использовали разработчики, она замерзнет зимой, – убежден экономист, депутат улан-удэнского городского Совета депутатов Сергей Иванов. – Да, трубу можно утеплить и прогревать зимой, но какой цены будет эта вода? И какое качество они в итоге получат, когда байкальскую воду прогонят по трубам за тысячи километров? 

По словам Сергея Иванова, китайцам гораздо проще провести воду из монгольского озера Хубсугул, которое находится поближе, либо построить водохранилища на притоках Селенги и качать воду уже оттуда.

С другой стороны, такого высочайшего качества  воды китайцам получить из Монголии не получится. Байкальская вода – самая чистая в мире.

Бурятские ученые с тревогой оценивают проект трубопровода. Правда, опасность они видят не в том, что  многомиллиардный Китай выпьет всю нашу воду. 

– В этом проекте риски понижения уровня Байкала, как это может показаться в связи с сегодняшним обмелением озера, все же отсутствуют, – говорит директор Бурятского регионального отделения по Байкалу, эколог Сергей Шапхаев. –  Дело в том, что еще в 1997 году проводились достаточно серьезные экологические исследования относительно допустимого  объема изъятия воды из озера. Он составил 0,4 кубических километра байкальской воды. Это гораздо больше мирового рынка бутилированной воды. 

По словам ученого, самая большая опасность для экологии озера возникнет в связи со строительством трубопровода.

– Чтобы начать строительство, необходима техническая дорога, затем трубопровод необходимо будет зарывать на большие глубины, следовательно, предстоит большой объем земляных и взрывных работ, – отмечает Сергей Шапхаев. – Плюс к этому трубопроводу придется преодолевать горную местность, огромное количество рек и других водоемов, что наверняка приведет к дефрагментации ландшафта и нанесет колоссальный ущерб водосборному бассейну Байкала. 

Эксперт согласен, что инвестиции в проект придется вкладывать колоссальные.

– На Аляске в весьма похожих с нашими условиях пролегания трубопровода мне доводилось видеть насосные станции, которые качают нефть по тайге, так вот это целый завод размером с полноценный детский сад, и таких сложных сооружений необходимо будет построить очень много, – разъясняет Сергей Шапхаев.

По мнению эколога, здесь есть и моральная сторона вопроса.

– Прежде чем обеспечивать Китай чистой водой, следовало бы позаботиться о собственных гражданах, которые пьют очень плохую воду, – говорит он. – Ведь в Бурятии не финансируется программа обеспечения населения качественной питьевой водой, поскольку 40% жителей Бурятии употребляют воду, не соответствующую санитарным нормам, что приводит к регулярным массовым вспышкам инфекционных заболеваний.

Причем и сами жители прибрежных территорий на Байкале пьют во многом некачественную воду, поскольку в колодцах вода слишком насыщена различными солями. В начале государству надо обеспечить собственных граждан, а уже потом думать о китайцах. 

Впрочем, этому уже никто не удивляется – это обычная позиция центра по отношению к провинции. Мол, вы уж там сами как-нибудь решайте свои проблемы, это нас не касается.

Политика рулит экономикой

В данном проекте экспертам видится и политическая составляющая. 

– Я убежден, что если сегодня провести социологический опрос, то окажется, что подавляющее большинство избирателей выскажется против строительства трубопровода от Байкала, – продолжает депутат горсовета Сергей Иванов. – В противном случае это вызовет социальное напряжение в обществе, и оппозиция использует это перед выборами на полную катушку.

Скорее всего, именно политические риски могут затормозить китайский проект. 

Многое, если не все, будет зависеть, прежде всего, от мнения мирового сообщества, ведь не случайно по указанию сверху российское правительство приняло жесткие экологические ограничения и постепенно выдавливает производства с берегов Байкала. 

Позиция должна быть только одна: Байкал нужен миру, и точка. Чего, например, стоит закрытый Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Из этой же серии колоссальные потери, которые понесла российская государственная нефтяная компания десять лет назад, когда неожиданно для всех строительство нефтепровода в Китай было перенесено на 40 километров севернее Байкальского хребта, вне пределов водосборного бассейна Священного озера. 

Мировое сообщество считает Байкал, где расположено 20% всех мировых запасов пресной воды, настолько серьезной ценностью, что масштабный проект обеспечения этой же водой отдельного Китая путем строительство трубопровода не вписывается ни в какие рамки. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.