Цепная реакция банкротства

Миллиардный проект по строительству жилья отправился вслед за БайкалБанком  
A- A+
Грандиозный по меркам Бурятии жилищный проект стоимостью более семи миллиардов рублей похоронен. Причем руками его же авторов. Александр Венидиктов, известный в республике не столько по «Бурятмяспрому», сколько по огромному скандалу с БайкалБанком, подал в Арбитражный суд РБ заявление о банкротстве компании, которая должна была построить в Улан-Удэ целый микрорайон под громким названием «Новый город». Суд уже признал «БМП-Агро» несостоятельным.
 
Генерал коммерции
 
В июле 2012 года в Бурятии была создана компания под названием «Бурятмяспром-Агро». Уже из названия понятна связь оной с «Бурятмяспромом». Учредителем «БМП-Агро» с долей 35% стал Александр Венидиктов, которому принадлежит 99,99% крупнейшего мясоперерабатывающего предприятия Бурятии. 

Интересен его партнер по «БМП-Агро». Это Владимир Страшко – генеральный директор московского Центра деловой торговли (ЦМТ). Того самого, который был построен на Краснопресненской набережной столицы в 1980 году при участии «друга советского народа», американского бизнесмена Арманда Хаммера. Этот крупный объект, считающийся первым в стране коммерческим зданием, в 1992 году был передан Борисом Ельциным Торгово-промышленной палате РФ.

Владимир Страшко – генерал-полковник внутренней службы. Уроженец Свердловской области, он поднялся там по ступеням комсомольско-партийной лестницы до секретаря обкома КПСС, а затем дослужился до замминистра МВД СССР.

В «новой» России Владимир Страшко был заместителем министра внутренних дел РФ, заместителем полпреда президента РФ в Чеченской республике (1995–96 годы), первым заместителем министра торговли РФ (статс-секретарем), заместителем министра экономического развития и торговли РФ. В 2002 году он оставил госслужбу и перешел на должность вице-президента Торгово-промышленной палаты России, где и работал вплоть до назначения в прошлом году гендиректором ПАО ЦМТ.

Знакомство Владимира Страшко с Александром Венидиктовым могло состояться в Свердловской области, куда тот прибыл в 1986 году и вскоре занялся бизнесом. В его послужном списке – банковская и страховая деятельность и даже работа советником губернатора по денежно-кредитной политике.  

Некоторые источники называют «генерала коммерции» Владимира Страшко неформальным «куратором» или «боссом» Александра Венидиктова. Но точных данных о характере их деловых отношений, разумеется, нет. Можно лишь отметить тот факт, что проекты последнего в Бурятии связаны с использованием крупных кредитов госбанков и господдержки, доступных далеко не каждому, даже состоявшемуся, предпринимателю.    
В «БМП-Агро» и проекте «Новый город» доля Владимира Страшко составила 35%. Еще 30% отошло некой оффшорной компании «Юнион Инвест» из Соединенного Королевства.

С 2013 года «БМП-Агро» возглавляла депутат Народного Хурала Бурятии Лариса Крутиян, которая также является исполнительным директором «Бурятмяспрома».
 
Воздушные замки
 
Сразу же после создания «Бурятмяспром-Агро» было громогласно объявлено о грандиозном проекте под названием «Новый город». В Октябрьском районе Улан-Удэ на месте бараков Мясокомбината собирались построить жилой комплекс – более 200 тысяч квадратных метров жилья для 12 тысяч жителей. С подземными паркингами, детский садиком, спортивным комплексом и даже полной газификацией (?).

На закладку символического «первого камня» приехал теперь уже бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын, который не скупился на лестные оценки замыслов Александра Венидиктова и его партнеров.

– Мы очень много последние годы говорили о комплексной застройке жилых микрорайонов, и сегодня мы закладываем камень в строительство первого такого жилищного комплекса, – говорил тогда Вячеслав Наговицын. – Это говорит о том, что время, проведенное в переговорах, не ушло в песок, они имели под собой основу для дальнейшего развития нашего замечательного города.

Но уже через год после громкой презентации появились основания для здорового скепсиса. На строительной площадке, где должна была кипеть работа по возведению многоэтажек на сейсмоустойчивых стальных каркасах, кроме строительного мусора и котлована, так ничего и не образовалось.

В качестве причин зависания стройки назывались самоволки на территории «Нового города», с которыми не удосужились разобраться, перед тем как объявить на всю Россию о начале работ. Обнаружился на территории будущего жилого комплекса и оформленный в собственность участок земли, за который его хозяева запросили 32 миллиона рублей. В общем, план оказался не продуман, и проект застопорился.

Кроме того, инициаторы проекта ссылались на то, что все силы, а главное средства, брошены на новое здание «Бурятмяспрома».
 
Макет на память
 
На самом деле под проект «Нового города» привлекались значительные финансовые ресурсы, причем совершенно независимо от процесса модернизации мясокомбината. В 2013 году БайкалБанк открыл «БМП-Агро» кредитную линию в 300 миллионов рублей. На момент подачи заявления о банкротстве (декабрь 2016 года) компания осталась должна банку 267 миллионов рублей. Есть и другие кредиторы. Например, государство в лице ФНС, которая уже заявила о долге в 74 миллиона рублей.

Но вряд ли кредиторы смогут вернуть все деньги. «Из представленных суду документов следует, что стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов», – говорится в решении Арбитражного суда РБ.

От всей кипучей пятилетней деятельности и освоения полученных кредитов у  «БМП-Агро» остался земельный участок, определенный под строительство многоквартирных домов, площадью в 64 тысячи квадратных метра, объект незавершенного строительства под названием «Жилой комплекс» и макет микрорайона «Новый город». На память о несбывшихся планах…

Оценка всего этого богатства – 229 миллионов рублей, что уже меньше долга перед БайкалБанком, кредиторы которого сегодня тоже ждут денег. А ведь имущество надо еще продать с торгов, в ходе которых цена может упасть в разы…
 
Что будет с «Бурятмяспромом»?
 
Сегодня наиболее волнительна судьба самого «Бурятмяспрома», который считается наследником и продолжателем традиций флагмана пищевой промышленности Бурятии – Улан-Удэнского мясокомбината. Какие намерения в отношении этого предприятия у Александра Венидиктова, который, судя по всему, сворачивает бизнес в Бурятии? Неизвестно. Связаться с ним не удается не только журналистам, но и следователям МВД, ведущим уголовное дело по факту преднамеренного банкротства БайкалБанка, где владелец «Бурятмяспрома» был председателем Совета директоров.

Между тем для модернизации «Бурятмяспрома» были привлечены огромные средства через «Россельхозбанк». Гораздо больше, чем в «БМП-Агро». Называлась цифра в 1,6 миллиарда рублей. При этом, как утверждали в обнародованном в 2013 году открытом письме руководители нескольких подрядных организаций, принимавших участие в строительстве нового здания мясоконсервного завода, «Бурятмяспром» регулярно осуществлял выборку кредитных ресурсов, но погашать долги перед подрядчиками не спешил». Более того, вскоре после завершения строительства для него оказалась едва ли не губительной необходимость выплатить 31 миллион рублей в пользу ангарской компании «Стальконструкция». Руководство «Бурятмяспрома» оценивало ситуацию в самых драматических тонах и прямо заявляло, что производство на грани остановки из-за ареста счетов судебными приставами.  

Сегодня, согласно ЕГРЮЛ, «Бурятмяспром» находится в залоге у «Россельхозбанка». А также «в процессе реорганизации в форме преобразования». К чему приведет этот процесс и какую цель он преследует, пока неясно.

Но цепная реакция банкротства предприятий Бурятии, в управлении которыми участвовал Александр Венидиктов, похоже, запущена. БайкалБанк, «БМП-Агро». Кто следующий?
       
Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.