26.03.2017
Судьба Николая Нищенко – это готовый сценарий голливудского фильма в модном жанре «байопик»

В судьбе легендарного мотогонщика было все – трудное детство, судимость, взлет в спорте и тяжелая травма, большая любовь и трагическая смерть. В родном городе в честь знаменитого улан-удэнца назвали школу, улицу и соревнования.

Николай Нищенко родился и вырос в небольшом поселке имени Матросова. Спортивная биография его типична практически для всех знаменитых мотоспортсменов последних трех десятилетий. Трудное детство, приводы в милицию. Потом была ранняя привязанность к мотоциклу, приход в секцию. А дальше – испытание на терпение и упорство: в соревнованиях участвовать ему не давали – только мыть полы и мотоциклы, если повезет, подрабатывал механиком. Все это прошел Николай в родном Улан-Удэ. 

Ему пришлось трудней, чем многим другим мальчишкам, поскольку в детстве у него были проблемы с речью. Думали, это наследственное, ведь отец и мать Коли немые. Но в двенадцать лет будущий профессиональный спортсмен внезапно заговорил. 

Влюбился в скорость

После школы было ПТУ в Татаурово, а в 19 лет Николай попал в городской клуб ДОСААФ, где его встретил учитель с большой буквы – Валентин Андреевич Богданов. Благодаря ему Николай влюбился в скорость, а страсть к железным коням пронес через всю жизнь. Начинающий мотогонщик быстро добился прогресса, стал чемпионом Бурятии по мотокроссу и спидвею. 

Когда настала пора идти в армию, Николай с большим трудом добился службы в Забайкальском военном округе с тайной мечтой быть переведенным в Читинский спортивный клуб армии, известный своими мотогонщиками. После долгой бомбардировки командования округа письмами парень, наконец, оказался в желанном клубе. Здесь пришли к нему первые серьезные успехи. Николай Нищенко стал чемпионом СССР. 

И тут люди в погонах, радеющие за чистоту рядов армии, вспомнили грехи его молодости. 
Словом, в характеристике на включение в сборную команду страны и выезды за рубеж ему упорно отказывали. 

Николаю Нищенко уже было тридцать, и все чаще ему думалось, что с мечтой быть первым в ледовом спидвее придется расстаться. Оставался один шанс – выиграть чемпионат мира 1989 года, который проходил дома, в Алма-Ате. И Нищенко добился своего. Теперь чинить преграды новому чемпиону было как-то неудобно, к тому же через несколько месяцев Николай был переведен в Москву в прославленную мотокоманду ЦСКА. 

– Невероятно, но факт: заслуженный мастер спорта, трехкратный чемпион СССР, один из самых именитых мастеров мирового ледового спидвея все эти четыре года ютился в столице по углам, часто ночевал у знакомых и друзей. В Ассене, где жила его невеста Александра, он жил бы в шикарных условиях, но почти все лето предпочел провести в Москве. И очень обрадовался, когда перед самым отъездом в Голландию узнал, что включен в приказ Спорткомитета Министерства обороны на получение квартиры, – вспоминает в журнале «Автомотоспорт» его коллега Сергей Аксенов.

Смерть на глазах невесты

34-летний российский спортсмен переехал  из Улан-Удэ на постоянное жительство в Нидерланды – он был помолвлен с дочерью своего друга, в прошлом одного из лучших голландских мотогонщиков Ролофа Тайса. Свадьба планировалась на апрель 1994 года. Николай собирался стать членом команды мастеров спидвея, формируемой Тайсом, а впоследствии взять на себя все дела в фирме тестя.

Но этим планам не суждено было сбыться. В ходе рокового заезда российский гонщик слишком сильно наклонил мотоцикл, упал на лед, ударился головой о бетонное ограждение, сломал шею и скончался на месте. Халатность проявили организаторы соревнований: перед бетонным барьером они должны были уложить мешки с соломой, но почему-то этого не сделали. 

«Во время показательного заезда на презентации новых моделей автомобилей «Вольво» в голландском городе Херенвен погиб чемпион мира по спидвею 1989-го и 1991 года Николай Нищенко», – скупые строчки телетайпов долетели до Улан-Удэ в сентябре 1993 года. 

Нищенко очень торопился с отъездом в сентябре в Голландию. Николай не раз говорил, что нужно как можно раньше начать тренировки на льду Ассена: ведь в будущем 1994 году он обязан стать чемпионом. 

Увы, счастливая звезда на этот раз изменила гонщику. Причем при весьма загадочных обстоятельствах. Известно только, что Николай по собственному желанию или по просьбе организаторов выставки совершал в общем-то несложный для любого мастера трюк – езду на заднем колесе. Однако то ли прямая стадиона оказалась короткой, то ли заклинило дроссель карбюратора (а у трекового мотоцикла тормозов нет), но наш гонщик не опустил машину на переднее колесо и не вписался в поворот. Николай предпринял последнюю попытку спастись: он упал, но бетонный барьер без каких-либо смягчающих ограждений не дал ему ни единого шанса. Смерть от перелома шейных позвонков наступила мгновенно. 
 
В декабре 2013 года стараниями Анатолия Жилина, председателя первичной организации ДОСААФ авиазавода, энтузиастов автомотоспорта и просто друзей, собравших с «миру по нитке» 80 тысяч рублей, на Загорском поселковом кладбище был установлен гранитный памятник четырехкратному чемпиону мира Николаю Нищенко. В заводском музее есть уголок, посвященный именитому земляку, его имя присвоено средней общеобразовательной школе № 23 и одной из улиц поселка Матросова. Так благодарные земляки увековечили имя влюбленного в скорость улан-удэнца, ставшего гордостью нашей страны.

Лев Хандажапов, «Номер один».
^