01.04.2017
Власти Бурятии игнорируют масштабный международный экономический проект

После продолжительного игнорирования со стороны Бурятии перспектив, которые открываются в части сотрудничества с соседними государствами, у нас появились первые проблески. На днях состоялась трехсторонняя встреча бизнесменов и представителей власти трех стран в рамках программы создания экономического коридора Россия – Китай – Монголия.

Сигнал к действию

Проекты, которые обсуждали стороны, разрабатывались на основе договоренностей о создании экономического коридора Россия – Китай – Монголия. Соглашение о его создании президенты трех стран подписали летом прошлого года в Ташкенте. Причем это не просто документ с общими фразами и лозунгами – в нем приписаны конкретные мероприятия.

Программа была подписана после переговоров лидеров двух стран на базе подписанного еще в 2015 году в Уфе соглашения о сотрудничестве.

– Важно, что начата реализация дорожной карты по развитию трехсторонних контактов в политической сфере, в экономике, международных делах и культурно-гуманитарной области. Заработал механизм политических консультаций, и это хорошая возможность координировать позиции по актуальным вопросам региональной повестки дня, – говорил Владимир Путин в июне прошлого года на встрече в Ташкенте.

Программа создания экономического коридора Россия – Китай – Монголия включает в себя 30 конкретных инвестпроектов. Как говорил глава КНР Си Цзиньпин, власти и бизнес трех государств уже работают по проектам в области торговли и экономики, транзитных перевозок, туризма и спорта. 

– Будучи соседями, мы способны наладить тесное сотрудничество, – констатировал он.

Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, в свою очередь, отмечал, что сотрудничество не должно ограничиваться экономическими коридорами, транспортными и таможенными вопросами.

– Мы в принципиальном плане поддерживаем идеи китайской стороны по развитию сотрудничества восточных регионов Монголии, России и Китая, – говорил монгольский президент.

В общем, документ вполне серьезный, и властям Бурятии надо бы радоваться и бежать наперегонки, предлагая свои проекты и лоббируя интересы республики в рамках этого коридора. Однако программу на уровне региона почему-то проигнорировали. Никаких кардинальных сдвигов, масштабных трехсторонних встреч, никакого серьезного движения в эту сторону не произошло. Местные чиновники как будто решили, что это не про нас, и выбрали стратегию стояния в стороне.

Первые шаги

Впрочем, не все отнеслись к такому шансу равнодушно. Местные бизнес-структуры стали самостоятельно выходить на китайские и монгольские компании, ведомства, госорганы. Предложили проекты, договорились о сотрудничестве, о финансировании и прочем. Итогом таких переговоров и стала состоявшаяся недавно трехсторонняя встреча.

Консолидирующим звеном здесь выступил Сергей Иванов – лидер бурятского отделения «Партии Роста», депутат горсовета, бизнесмен. Именно по его приглашению в Бурятию приехали генеральные директора крупных китайских и монгольских компаний.

– У нас есть возможность подвести промежуточные итоги очень большой работы, которой мы занимались целый год, – говорил Сергей Иванов в своем выступлении. – К нашему большому удовольствию, в этом году удалось собрать всех наших друзей и партнеров в одном месте, для того чтобы наконец-то мы имели возможность обсудить не политику, а конкретные реальные проекты. И у нас получилось впервые за все время существования партнерских отношений собраться, чтобы обсудить не то, что нам надо делать в ближайшем будущем, а то, что нужно делать сейчас.

Монголию на встрече представлял, в том числе, вице-премьер Монголии Мунхуу Батбаяр. В правительстве страны он курирует работу по свободным экономическим зонам. Он рассказал, что только что вернулся из китайского города Эрлянь, где вместе с министром строительства Монголии изучал инфраструктурные возможности и перспективы в рамках создания экономического коридора.

– Президенты трех государств создали этот экономический коридор, Чайный путь. Мы идем к тому, чтобы развивать свободную торговлю, поэтому этот коридор имеет большое значение для развития наших трех стран, – говорил Мунхуу Батбаяр.

Причем процесс продвигается: в апреле премьер-министр Монголии посетит с визитом Москву. Также в апреле монгольская делегация отправится в Пекин. На этих встречах будет обсуждаться и создание экономического коридора.

– Хотелось бы сейчас трехсторонние наши разговоры закрепить документом. Потому что на официальной встрече Китай – Монголия наше совещание будет озвучено. Там же хотелось бы, чтобы мы встретились для закрепления нашей встречи. Сергей Иванов тоже будет приглашен в Пекин, – пояснял Дамдин Цыденжапов, координатор с монгольской стороны.

Кроме того, на встрече присутствовали генеральные директора китайских компаний по производству тракторов, сельхозтехники, руководство Ассоциации китайско-российского сотрудничества. С российской стороны, кроме Сергея Иванова, присутствовали представители Торгово-промышленной палаты, Фонда регионального развития. Были и гости из Иркутска. В том числе Сергей Босхолов, советник губернатора Иркутской области, который активно приглашал китайских инвесторов в Иркутск.

Правительство в стороне

Основной проект, которому уделялось больше всего внимания, – заход в Бурятию компании «Маймачин». Это торговая компания, связанная с крупнейшим ресурсом «Али-Баба».

– Сейчас компания «Маймачин» является единственной крупной площадкой в Китае, которая занимается торговлей и грузами между Китаем и Россией. Компания уже создала филиал в Москве, и сейчас мы собираемся создать еще филиал в Бурятии и Приморском крае, – рассказал Чжоу Жунгуан, генеральный секретарь Ассоциации китайско-российского сотрудничества провинции Ляонин, первый заместитель генерального директора ООО «Маймачин» (Шеньян). – «Маймачин» – это гарант между продавцами и покупателями. Мы можем оказывать разные услуги: поиск партнеров в другой стране, поставка товаров, таможенное оформление и так далее.

На встрече присутствовал заместитель главы Кабанского района по экономическим вопросам. Его появление здесь не случайно, ведь в поселке Селенгинск недавно решением Кремля была создана территория опережающего социально-экономического развития. Что позволит иностранным партнерам работать в республике на гораздо более выгодных условиях.

Между тем не очень понятно, почему встречу проигнорировало правительство Бурятии. Ни минпром, ни минэкономики не почтили своим присутствием переговоры по масштабному международному проекту. Видимо, позиция невмешательства сохраняется  по сей день: программа создания экономического коридора между тремя странами пока что реализуется почти без участия властей Бурятии.

– Мы считаем, что Республика Бурятия – это транспортный узел, который соединяет направления во Владивосток, в Маньчжурию, в Монголию и в Москву. Это идеальная точка для развития отношений между Китаем, Россией и Монголией, – говорил на встрече Чжоу Жунгуан.

И такая точка зрения, видимо, присуща только нашим зарубежным партнерам. Местные власти же, видимо, не разделяют оптимизма крупных бизнес-структур Китая и Монголии. Пока что такая позиция приносит не очень большую пользу региональной экономике.

Владимир Пашинюк, «Номер один». 
^