09.04.2017
В Улан-Удэ готовятся к массовому завозу «праворульных» автомобилей из Японии

Как бы ни пыталась Москва создавать проблемы для завоза качественных японских автомобилей на рынок Бурятии, очередная попытка федеральных чиновников победить 
«правый руль» закончилась провалом.

На этой неделе во Владивостоке начнется оборудование системой «Эра-ГЛОНАСС» первых партий подержанных иномарок, впервые после январского запрета на ввоз «праворулек», не оборудованных системами экстренного вызова оперативных служб. И к концу апреля первые в этом году «беспробежные» иномарки, растаможенные по новым правилам, начнут продаваться в Бурятии. Как уверяют опрошенные продавцы, по более низким ценам, чем в прошлом году, что позволит оживить замороженный улан-удэнский авторынок.   
   
Как уже сообщал «Номер один», с 1 января 2017 года в России был запрещен ввоз как подержанных, так и новых автомобилей, не оснащенных системами вызова экстренных служб «Эра-ГЛОНАСС». Чиновники прописали подобный запрет в техническом регламенте, что, по замыслу лоббистов российских автопроизводителей и бизнес-структур, связанных с разработкой ГЛОНАСС, должно было покончить с импортом подержанных иномарок.

Инициаторы запрета прописали непреодолимое препятствие: все завозимые автомобили должны быть оснащены новой системой и пройти «краш-тесты» на западе России. Иначе говоря, машину было предложено разбить в ходе испытаний на специализированном полигоне, чтобы определить, срабатывает ли система ГЛОНАСС в ходе удара. В общем, судя по сообщениям СМИ, даже некоторые крупные импортеры новых иномарок сочли новые правила запретительными и не стали участвовать в этом проекте. 

Для подержанных иномарок нововведение вообще было абсурдным – машины завозятся совершенно разнородными партиями, и разбивать каждую не имеет никакого смысла. Фактически это была попытка тотального запрета на ввоз подержанных иномарок. Между тем в Бурятии тема оснащения системой ГЛОНАСС  получила поддержку со стороны врио главы Алексея Цыденова.

На недавней встрече с представителями СМИ он поддержал идею и привел не менее веские аргументы в защиту внедрения системы.

– Главный принцип работы новой системы – если произошло тяжелое ДТП, то сигнал от датчиков, расположенных в машине, поступает в службы спасения, и помощь приходит быстро, – заявил врио главы Бурятии Алексей Цыденов, один из кураторов ГЛОНАСС. – Причем ее уникальность заключается в том, что сигнал после аварии будет поступать оперативным службам в любой труднодоступной точке страны, где не работает сотовая связь.

Как особо подчеркнул чиновник, «такой системы нет ни в Евросоюзе, ни в США, это наше большое достижение».

Без права выбора

Данное достижение предполагалось внедрять по импортируемым машинам в принудительном порядке, не оставляя покупателю выбора.  Ведь сами инициаторы новых правил не скрывали, что основная их цель – помощь отечественному автопрому через вытеснение импорта иномарок. С начала «нулевых» предпринималось немало попыток с помощью заградительных таможенных пошлин, утилизационного сбора и других запретительных мер снизить качественный импорт. И тем самым вдохнуть жизнь в нежизнеспособный отечественный автопром.

Однако ни качества, ни комфорта добиться так и не удалось, поскольку все эти годы властям хватало нефтяной трубы и высоких цен на энергоносители. Зачем что-то развивать, когда все занимались лишь «распилом» сырьевого богатства страны?

И прекрасной иллюстрацией иллюзорности призывов создать качественный и высокотехнологичный российский продукт является случайно снятый видеоролик о рекламном автопробеге Владимира Путина по читинским дорогам на «Лада-Калине».  В нем было видно, что в ходе автопробега использовались три запасных «калины», одна из которых тут же сломалась, и ее пришлось везти автовозом в составе кортежа из японских «крузаков».

Кроме того, за последние годы в стране так и не были созданы нормальные автосборочные производства иномарок, хотя бы приближающиеся к качеству японской сборки. Не случайно в Улан-Удэ закрылась большая часть автоцентров, продающих американские, европейские и корейские иномарки российской сборки. 

Между тем новелла федеральных чиновников о принудительном оснащении новой системой импортируемых автомобилей заблокировала приморские порты и таможню, поскольку скопившиеся там пароходы с машинами было невозможно растаможить.

По всей стране под удар попали десятки, если не сотни тысяч людей, так или иначе завязанных на обслуживание автомобильного импорта. Во Владивостоке прошли акции протеста, после которых власти сдали назад. И признались, что «не были учтены сложности, которые возникли при регистрации подержанных автомобилей».

Все решают деньги

Помимо протестных настроений в Приморье, которые могли быть усилены к президентским выборам и могли привести к дестабилизации социальной обстановки, не обошлось и без отработанной для России схемы бизнеса.

Ничего нового – сначала величественно раздуваются щеки, высокопарно говорится о защите отечественного производителя, на пустом месте создается проблема для потребителей. А потом начинается тихое шуршание дензнаков. И вот мы видим, что руководство АО «ГЛОНАСС» заявило, что для подержанных иномарок никаких «краш-тестов» теперь проводить не надо. В Приморье теперь будут оснащать ГЛОНАСС каждую прибывающую иномарку. Она будет попроще заводской, и в случае ДТП водителю будет достаточно нажать на кнопку, чтобы сигнал ушел в экстренные службы.

После оснащения ввезенной иномарки покупатель получит доступ к таможенному оформлению и регистрации в ГИБДД. Цена вопроса – 25 тысяч рублей за «кнопку».

На авторынке ждут перемен

Площадка улан-удэнского авторынка на улице Приречной полупуста. Редкие продавцы, еще более редкие покупатели. Основную часть иномарок составляют глубоко подержанные 10–20-летние «тойоты». Многие с номерами соседних регионов.

– Все свежие, беспробежные машины, которые завезли к нам до Нового года, были проданы еще в январе, – говорит продавец Виталий. – Та же самая ситуация и в Приморье: все разобрали, в том же Уссурийске машин меньше, чем в Улан-Удэ. Но через две-три недели мы ожидаем начала завоза свежих машин из Японии.

По словам дилера, в Приморье ждет растаможки огромное количество машин, и все уже «порешали на месте». Сегодня речь идет о днях, когда начнется их оснащение «кнопками» и откроется ранее закрытый шлагбаум для импорта «японок».  В связи с этим на улан-удэнском авторынке царит оптимизм.

Любовь из «нулевых»

Дело в том, что укрепление рубля делает завоз в Россию «праворулек» более масштабным, чем это было годом ранее. 25-тысячный новый налог на ГЛОНАСС особой роли не играет. Ведь снижается не только цена покупки автомобиля в Японии, но и стоимость растаможки. Пошлина рассчитывается по объему двигателя в евро, а европейская валюта также подешевела почти на четверть.  Вдобавок, сама пошлина в этом году снизится на пять процентов в связи с ежегодным снижением таможенных барьеров, которое Россия подписала при вступлении в ВТО.

Придется снижать. В идеале можно говорить, как минимум, о 15–25-процентном снижении стоимости «беспробежных» японских автомобилей в Улан-Удэ. Это очень хорошая новость для потенциальных покупателей машин. Впрочем, некоторые продавцы не советуют особо обольщаться уникальным стечением обстоятельств.

– На японских автомобильных аукционах пока снижают свои цены, видя, что основной импортер подержанных машин – Россия – прекратила покупки, но они тут же могут их поднять, если увидят возросший спрос, – говорит Виталий, продавец авторынка. – Ведь в конечном итоге все зависит от соотношения спроса и предложения.

По словам специалиста по продажам, в первое время автодилеры могут поработать со сверхприбылью, «чтобы закрыть убытки прошлого года, когда люди работали в минус, и цены никто снижать не будет». Ведь на авторынке привыкли оперировать не месячными рекордами продаж, а годовым периодом.

Тем не менее автодилеры ожидают более массового завоза качественных японских машин, что дополнительно приведет к росту конкуренции и снижению цен. Другой вопрос, что цены на «беспробежные» автомобили ходовых марок начинаются от 450 тысяч рублей, тогда как основной спрос на авторынке пока генерируется в диапазоне 250–350 тысяч рублей. 

Однако люди все равно будут покупать «праворульные» автомобили, в том числе и дороже. Ведь в решениях покупателей содержатся не только рациональные стратегии, но и ментальные образы. Для большинства автомобилистов региона мощные, надежные и удивительно красивые японские автомобили были первыми в их жизни настоящими машинами. С ними много чего связано, и в подсознании они закрепляются навсегда. Первая любовь не забывается.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^