Отрезаны от мира

Жители поселка Иракинда рассказали Путину о своих проблемах
A- A+
Почти три сотни человек буквально отрезаны от мира. В поселке Иракинда, где находится крупный золотоносный рудник, нет инфраструктуры. Люди вынуждены терпеть отсутствие автобусов, Интернета, детского сада и многое другое. В то время как местная власть и бизнесмены ведут спор, кто из них должен обеспечивать население дорогами, садиками, врачами и многим другим.

Пешком в мороз

Поддержка от золотодобывающего рудника «Ирокинда» закончилась ровно тогда, когда владельцами предприятия стали москвичи. Ранее добытчики старались облагородить поселок, образованный вокруг рудника: помогали с дорогами, освещением и так далее. Сейчас же все пустили на самотек. 

В редакцию «Номер один» обратились жители поселка в Муйском районе Бурятии.  

«Мы отрезаны от всего мира. Даже такие, казалось бы, простые вещи, как получить помощь юриста, нотариуса, врача, да и многих других специалистов в разных областях, нам недоступны», – пишут сельчане. 

Население поселка небольшое – порядка трехсот человек, им приходится жить в ужаснейших условиях. К примеру, чтобы добраться до ближайшего банкомата, нужно преодолеть 70 километров до соседнего поселка Таксимо. И не факт, что снять деньги получится в запланированный день. 

– Если маршрутка набирается не полная, поездка до ближайшего центра отменяется. Либо водитель предлагает пассажирам заплатить больше 350 рублей, чтобы бензин окупился, – рассказывают сельчане. 

При неблагоприятных погодных условиях маршрутка не может подняться на перевал. К тому же дорога, по которой приходится ездить жителям, является технологической, то есть предназначена для перевозки промышленных грузов. Поэтому обычной маршрутке ездить по ней сложно.

«К тому же маршрутка, которая к нам ходит, далеко не исправна. Зимой наших детей везли с соревнований из Таксимо в Иракинду, машина сломалась, и при температуре -47 градусов наши дети шли пешком, пока их не подобрали попутные машины», – пишут в обращении жители.

Кроме того, люди жалуются на отсутствие детского сада. Ранее при школе были открыты садовские группы, но сейчас их закрыли по требованию Госпожнадзора. Теперь дети сидят дома, а с ними и родители. 

– Это парализовало трудовую деятельность населения. К примеру, учителя вынуждены брать детей с собой на работу, что отрицательно сказывается на учебном процессе, – возмущены сельчане. 

Нет Интернета

Врачи выезжают в поселок только чтобы проверить здоровье работников рудника, остальному населению приходится ездить в Таксимо. Напомним, проезд до поселения – 350 рублей. 

– У нас нет даже машины скорой помощи! Депутаты Народного Хурала обещали, что решат эту проблему, но как только прошли в Хурал, замолчали. Номинально машина скорой помощи есть. Нам объясняют, что есть договоренность с рудником «Ирокинда» на предоставление машины в экстренных случаях, но на практике этого нет, – жалуются люди.

Со слов пациентов, существуют и сбои с поставкой лекарств для больных, страдающих сахарным диабетом. Их, по заверениям людей, выдают только детям. 

Но и на этом весь ад не заканчивается. Самая большая боль жителей – отсутствие Интернета. То есть в 21-м веке люди не могут выйти в Сеть и воспользоваться государственными услугами, которых они и так лишены.

– Глава района обещал, что специалисты соцзащиты, Пенсионного фонда и паспортного стола будут выезжать и проводить работу с населением, но это осталось только на словах. Что говорить, почта у нас работает только три раза в неделю, – констатируют люди. 

На все претензии в администрации отвечают просто и для России обыденно: «Денег нет». 
Глава поселения Александр Буев признает, что жалобы жителей обоснованы, и уверяет, что работу в этом направлении чиновники проводят не первый год. Как видим, бесполезно. 

– В силах муниципалитета, наверное, только решить проблему с культурой. Мероприятий в Иракинде проходит не так много, как в Таксимо, и это можно понять: население в поселке небольшое. Клуба нет, но ставка худрука есть. Мы работаем в этом направлении, стараемся проводить больше культурных мероприятий в школе и библиотеке. Остальные проблемы труднорешаемые, у нас не хватает финансирования, – говорит Александр Буев. 

Например, муниципальный транспорт, по мнению чиновника, ввести невозможно по одной простой причине: не окупится – слишком мало людей ездит в райцентр. А вот вместительный детский сад поселку действительно нужен.

– Сейчас мы выбираем здание, которое можно было бы переоборудовать под детский сад. Но когда это все завершится, я даже примерно сказать не могу, – говорит глава района. 

«Денег нет»

Несмотря на то что в Иракинде есть целый штаб чиновников и аж два депутата от Народного Хурала, проблемы не решаются. Один из законотворцев, курирующих этот поселок, к примеру, подвергает руководство рудника жесткой критике. Он считает, что золотодобытчики должны способствовать развитию поселка, потому как население Иракинды в основном – бывшие или нынешние работники вахты. 

– Сейчас местное руководство рудника ссылается на московских владельцев, которые якобы не разрешают помогать поселку. При этом лет пять назад они очень хорошую спонсорскую помощь оказывали. Все закончилось с приходом нового владельца. В администрации поселка тоже один ответ – «денег нет». Глава постоянно бегает, просит деньги то у рудника, то у республиканской власти – бесполезно, – говорит депутат Народного Хурала Валерий Назаров.

В ответ на вопрос, что сделали сами депутаты для развития поселка, ничего существенного мы не услышали. В своем обращении жители утверждают, что все обещания, которые были даны ими перед выборами, не выполнены. В принципе не удивительно. 

Глава поселка вообще считает, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». 

– От рудника есть различного рода социальные проекты, в которых участвуют жители нашего района. В прошлом году ТОСы Таксимо поучаствовали, и кто-то выиграл 500 тысяч, кажется. В этом году они тоже такой конкурс организовывают. Но насколько это на жителях Иракинды отражается, я не знаю. Согласитесь, если инициативы от жителей не идет, то и деньги будут доставаться другим, – говорит Александр Буев. 

Иными словами, выход из этой ситуации, по мнению законотворцев и чиновников, один –  продолжать просить деньги у рудника и «воспитывать» активность населения. Впрочем, судя по тому, что жители написали о своих проблемах президенту страны Владимиру Путину, не такие они уж и пассивные, какими их пытаются представить. Иракиндцы отправили обращение в Москву с просьбой расшевелить местную власть и золотодобытчиков. Насколько это будет продуктивно, покажет время.

Елена Темникова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.