«Дети просят внятного диалога»

В Улан-Удэ подростки создадут эскизы спектаклей
A- A+
8 апреля в Государственном Русском драматическом театре имени Н.А. Бестужева стартовала творческая лаборатория «Территория РОСТа. Год второй» («Растем, Общаясь с Театром»). В этом году лаборатория сосредоточилась исключительно на подростковой драматургии.

Сделать счастливыми 

Написать пьесы детям помогают московские драматурги, сценаристы Вячеслав Дурненков и Мария Зелинская. А четыре режиссера – Сергей Левицкий, Артем Баскаков, Тадас Монтримас, Сойжин Жамбалова – создадут на их основе эскизы, премьеры которых состоятся 17–18 апреля на малой сцене Русского драматического театра.

– У нас только что был проект в Нягани, это город под Ханты-Мансийском, – рассказывает Мария Зелинская. – В нем участвовала девочка 14 лет, у которой было сложное положение в классе: одноклассники ее обижали. Она пыталась поговорить с учителями, они ее не слушали, пыталась поговорить с мамой – она ее не слушала, с психологом, но и он не слушал. Девочку довели до нервного состояния, и об этой ситуации она рассказала в своей пьесе. 

Мария Зелинская – журналист, преподаватель Московской школы нового кино. Вячеслав Дурненков – режиссер, активный участник проектного движения «Новая Драма». Еще в 2003 году они вместе с другими драматургами и режиссерами внедрили в России шотландскую методику ClassAct.

Ее идея заключается в том, что школьники, воспитанники детских домов, дети с ограниченными физическими возможностями вместе с педагогами пишут пьесы, которые затем поставят профессиональные режиссеры на театральной сцене и в которых сыграют опытные актеры. 

Однако целью проекта является не спектакль, а счастливый ребенок. Драматурги уверены в том, что счастливый ребенок – это тот, который преодолел трудную ситуацию. Например, как 14-летняя девочка из Нягани. 

После того как эскиз спектакля, созданного по ее пьесе, посмотрела классная руководительница и продемонстрировала видеозапись эскиза всему классу, жизнь девочки поменялась кардинально. Во время просмотра одноклассники плакали, а после каждый из них попросил прощения у девочки за свою жестокость.

–  В театре эта проблема заходит в луч, она освещена, и не увидеть ее невозможно, поэтому с помощью театра можно ее решить, – говорит Мария Зелинская.

Недетские пьесы детей

Темы для пьес дети выбирают самостоятельно. И, по словам драматургов, как правило, они совсем недетские. Непонимание сверстников, первая любовь, сложные отношения с родителями, рано начавшаяся взрослая жизнь – это то, что волнует детей, и то, что они выносят на сцену.

– Проблема многих детей в том, что их никто не хочет слышать, – говорит Мария Зелинская. – Как обычно общается взрослый человек с ребенком? Он говорит ему, что делать, куда идти. На провинности реакция у родителей одна – они кричат. У нас один ребенок со сцены говорил: «Поговорите со мной! Не надо на меня орать, кидаться, запрещать выходить из дома. Просто поговорите, я вам все объясню, почему я это сделал». Дети просят внятного диалога.

Театр становится для них местом, где их слышат. Дети с совершенно разными историями – любимчики в классе и «серые мышки», из благополучных семей и детдомовцы, отличники и двоечники – все они, попадая в проект, меняются, создавая уникальную среду.

Ребенок, которого, например, не замечают в классе, становится «звездой», автором пьесы, на которого работает целая команда, состоящая из режиссера, актеров и других сотрудников театра. Или же подросток, состоящий на учете, который, может быть, уже поставил на себе крест, попав в проект, видит, что он нужен и может приносить пользу другим людям.

– У многих детей, которые стоят на учете в полиции, пьесы посвящены теме выбора между плохой компанией и семьей, или плохой компанией и образованием, и так далее, – рассказывает Мария Зелинская. – В своих пьесах они прописывают жизненные сценарии и видят, что если герой предпочитает плохой компании творчество, у него жизнь складывается гораздо лучше. То есть театр дает возможность ребенку построить свое будущее и увидеть, что с ним будет.

Занятия с детьми проходят в форме игр. В результате участники не только учатся сюжетно мыслить, писать пьесы, но и в процессе работы познают театральное искусство, знакомятся с базовыми навыками театральных профессий, а главное, открывают в себе новые таланты и возможности. 

И хотя некоторые участники творческой лаборатории впоследствии становятся драматургами, как признаются Вячеслав и Мария, у проекта нет цели «делать драматургов». 

– Мы хотим привести человека в театр, – говорит Вячеслав Дурненков. – Хотим подготовить новых зрителей – квалифицированных, умных, которые любили бы театр и которые посылали бы ему запрос.

Десять авторов

Для проведения драматургической лаборатории в Улан-Удэ было выбрано десять ребят из средних общеобразовательных школ номер 49 и номер четыре, среди которых есть дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Количество написанных пьес может варьироваться от пяти до десяти, в зависимости от того, захотят ли участники работать парами или по отдельности.

С 14 по 16 апреля режиссеры театров города Сергей Левицкий, Тадас Монтримас, Сойжин Жамбалова, Артем Баскаков вместе с актерами ГРДТ будут работать над эскизами по пьесам подростков, за процессом подготовки которых будут наблюдать юные авторы. А 17 и 18 апреля на малой сцене театра имени Н.А. Бестужева пройдут показы всех коротких эскизов.

Однако это еще не все. Цель второго этапа творческой лаборатории – построить максимально открытый, откровенный разговор с подростками на языке современной драматургии. 13 апреля пройдут показы эскизов новых спектаклей по пьесам популярных сегодня молодых авторов и обсуждения при участии театроведа и театрального критика Туяны Николаевой.

Режиссер Тадас Монтримас работает над остросоциальной и жесткой драмой Ярославы Пулинович, которая сегодня востребована не только в России, но и за рубежом. Это спектакль-монолог о воспитаннице детского дома, история о девушке-сироте, каждый день которой похож на битву за выживание, битву с другими воспитанницами, с воспитателями, с собственным прошлым, в котором не было ничего хорошего, а только грязь и боль. Но первая любовь способна преобразить и изменить даже такую истерзанную и отчаявшуюся юную душу, как Наташина. Вот только суждено ли сбыться «Наташиной мечте», если все романтичные грезы могут в один момент разбиться о суровую детдомовскую реальность?

Второй эскиз спектакля – «Вдох-выдох» по произведению Юлии Тупикиной – представит режиссер Сергей Левицкий. Пьеса молодого драматурга вошла в шорт-лист международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица-2015» и стала победительницей престижной премии «Кульминация-2016». «Вдох-выдох» – это история о яркой и незаурядной девочке-подростке, не похожей на остальных, но столкнувшейся с типичными подростковыми проблемами: первая любовь к школьному учителю, травля одноклассников, непонимание матери, одиночество. Единственное, о чем мечтает героиня, – уехать из провинциального города и где-то там стать счастливой. А еще о том, чтобы быть услышанной, быть самой собой, даже если большинству это не нравится, любить и дышать: вдох-выдох, вдох-выдох…

Представленные эскизы пополнят репертуар малой сцены театра имени Н.А. Бестужева. 20 и 21 апреля в 13.00 состоятся официальные премьерные показы моноспектакля «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович и драма «Вдох-выдох» Юлии Тупикиной.
 
Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.