Монополия вне конкуренции

Электросети Бурятии продадут МРСК Сибири за «12 копеек»
A- A+
Бурятии пообещали очередное снижение тарифа на электричество. Снижение не сказать чтобы ощутимое: вместо нынешних 2,87 рубля жители республики будут платить 2,75. Итого: разница в 12 копеек. За это послабление МРСК Сибири может получить все муниципальные электрические сети. Последствия такого решения будут весьма печальны. В то же время на родине МРСК в Омске решают проблему, не торгуясь с монополистом: там у сетевой компании просто отобрали полмиллиарда необоснованной прибыли.

А что взамен?

О снижении тарифа и.о. главы Алексей Цыденов договорился с ПАО «Россети» - материнской компанией для нашего электрического монополиста «МРСК Сибири».

– Мне удалось достичь договоренностей с представителями ФАС, с «Россетями». Сейчас мы готовим необходимую нормативную документацию, и уже с июля этого года получится снизить тариф для населения, – прокомментировал результаты переговоров Алексей Цыденов. – Это первый шаг, но далеко не последний.

Позже Борис Хмелев, руководитель Республиканской службы по тарифам, добавил к сказанному, что из-за инфляции федеральные власти вообще-то планировали повысить тарифы, причем везде. И в Бурятии электричество должно было стоить со второго полугодия 2,97 рубля за киловатт. Но благодаря достигнутым договоренностям республика стала едва ли не единственным регионом, которого не коснется сия участь.

Однако в пресс-релизах, рассылаемых правительством, ничего не говорится об условиях, на которых «Россети» проявили «невиданную щедрость» и согласились дать послабление страдающей Бурятии. А между тем эти условия весьма интересны. И в конечном счете последствия их для местной энергетики могут быть весьма плачевны.

Угробить мелких

Итак, Бурятия получила снижение тарифа. Взамен МРСК Сибири получит все муниципальные электрические сети в республике, по которым происходит передача энергии. Их просто продадут монополисту. Причем представители энергетической компании уверяют, что всем от этого будет только лучше.

МРСК Сибири нарисовала картинку, при которой тарифы у нас поползут вниз, сети будут под надзором государства, ненадежные мелкие сетевые компании покинут рынок, а в электроэнергетику хлынут инвестиции.

Но на самом деле итоги такого шага, как передача муниципальных сетей в руки монополиста, скорее всего, будут выглядеть совсем по-другому. Забрав их, МРСК Сибири вытеснит с рынка мелкие сетевые компании. Которые, в общем-то, и так не особо выигрывают от энергетической политики в регионе.

– Уровень выручки ПАО «МРСК Сибири», которая составляет 80 процентов от общей по республике, при прошлогоднем снижении тарифа, остался на прежнем уровне, а вот выручка других территориально сетевых организаций и электросбытовой компании АО «Читаэнергосбыт» была снижена Республиканской службой по тарифам, – говорит Сергей Иванов, депутат горсовета Улан-Удэ.

Другими словами, у нас применяется избирательный подход. Региональные власти увеличивают выручку крупных компаний вроде МРСК Сибири за счет более мелких организаций, тем самым загоняя их в банкротство.

Удорожание неизбежно

Но монополист и некоторые госорганы заявляют, что это, мол, хорошо. Чем меньше мелких сетевых компаний, тем прозрачнее будет энергетика, и тем проще будет снижать тарифы. С таким странным умозаключением, естественно, согласны далеко не все.

– При сокращении числа территориально сетевых организаций и передаче электросетевого оборудования ПАО «МРСК Сибири» неизбежно произойдет увеличение стоимости услуги на передачу электрической энергии, – уверен Сергей Иванов.

Приведем пример. В поселке Селенгинск сегодня сети обслуживает ООО «Селенгинские электросети». У этой компании затраты на одну условную единицу сетей в год выходят примерно 5,6 тысячи рублей в год. У МРСК Сибири те же затраты приняты в размере 32,5 тысячи рублей в год.

Если отнять сети у районной компании и передать их монополисту, затраты на условную единицу сетей рискуют вырасти более чем в пять раз. И, конечно, так или иначе они попадут в тариф. Это только что касается Селенгинска. А таких примеров можно привести немало.

К тому же, если все сети окажутся в одних руках, на электрическом рынке Бурятии просто исчезнет конкуренция. Если сегодня потребитель может выбирать, к кому подключаться, исходя из надежности и стоимости услуг, то уже в скором времени такого выбора не будет.

Надо просто посчитать

Но предположим, что МРСК Сибири будет более надежной компанией, чем мелкие сетевые организации. Чтобы выяснить, насколько правдиво это утверждение, достаточно взглянуть, как компания управляется со своими сетями.

А картинка печальна: износ огромный, загруженность мощностей – запредельная. Причем возникло это все не сегодня. Уже долгие годы печальное состояние сетей в ведении монополиста никак не меняется. И это притом что сотни миллионов ежегодно якобы тратятся на инвестиционные программы. По крайней мере, в тариф эти затраты МРСК Сибири регулярно закладывает.

При этом не следует забывать, что в прошлом году в правительстве России вышло распоряжение, подписанное зампредом Аркадием Дворковичем, о снижении тарифа в Бурятии. В нем, среди прочего, был пункт о принятии мер к снижению стоимости передачи электричества по сетям. Стоит ли говорить, что он так и остался на бумаге.

Вообще, власти уверяют нас, что все затраты, которые закладывает в тариф МРСК Сибири, законны. Впрочем, проверять это утверждение здесь никто особо не торопится. В отличие от других регионов.

Например, в Омске, где также работает МРСК Сибири, весьма кардинально подошли к этому вопросу. Местная региональная энергетическая комиссия пригласила Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИИ «Высшей школы экономики». Ученых попросили проанализировать тарифные решения местного монополиста.

Выбор пал именно на эту организацию не случайно: ее представители входят в Экспертный совет при ФАС России. В итоге эксперты пришли к выводу, что местная МРСК Сибири завысила свои расходы на 490 миллионов рублей и необоснованно включила их в тариф.

Для примера: жители области платили за проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, зарубежную стажировку и командировки руководства МРСК Сибири. Эти и другие затраты выкинули из тарифа. После чего энергетики отправились обжаловать это решение в суд. Но вернуть обратно в тариф удалось только 38 миллионов.

– Таким образом, в России есть прецедент, который позволяет значительно оптимизировать затраты, включаемые в тариф на электричество, для потребителей Бурятии. Если применить эту схему к МРСК Сибири, не исключено, что сумма необоснованных расходов будет гораздо выше полумиллиарда рублей, – считает Сергей Иванов.

Бизнес в минусе

В том же распоряжении Аркадия Дворковича был пункт, который считается одним из самых реальных и в то же время одним из самых сложных способов снизить тариф в республике. А именно – увеличение роста потребления электричества за счет привлечения в регион новых крупных потребителей.

Речь идет о наращивании производственного потенциала. Ведь, чем больше потребляют крупные компании, тем дешевле в регионе тариф. Пример под боком: в Иркутской области за счет потребления алюминиевыми заводами население платит буквально копейки. Этот пункт также остался незамеченным бурятскими чиновниками.

У нас произошло наоборот. Условия для бизнеса не только не улучшились, но и ужесточились. В прошлом году, как уже не раз писал «Номер один», тариф для населения снизился за счет повышения тарифа для организаций и предпринимателей. То есть стоимость электричества для жителей упала, а стоимость для «прочих потребителей», к коим относятся юридические лица и бюджетные организации, выросла.

Ход не самый дальновидный, ведь все дополнительные затраты бизнес включает в цены на конечную продукцию. Так что за снижение в итоге заплатили все те же жители. Впрочем, в этом году, как сообщают власти Бурятии, тарифы для бизнеса упали. 

– С февраля цена на электроэнергию на оптовом рынке для «прочих потребителей» (промышленность, малый и средний бизнес) снизилась с 2,2 рубля за киловатт/час до 1,5 рубля, – гордо заявил Борис Хмелев.

Впрочем, стоимость электричества на оптовом рынке, как мы убедились, на конечный тариф влияет не так уж и сильно. Всю выгоду от снижения съедает тариф на передачу энергии по сетям. А он, как мы выяснили, остался нетронут.

Таким образом, грядущее снижение тарифа больше похоже на временное послабление перед серьезными переменами к худшему. Бурятия уже настрадалась от непонятной энергетической политики республиканских чиновников и электрического монополиста –  МРСК Сибири. Но, видимо, это только начало.

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.