16.04.2017
Власти Улан-Удэ без восторга встретили новые «пассажирские» правила

Минимальное расстояние до остановок, количество пассажиров на квадратный метр, уровень шума в трамвае – федеральная власть решила проехаться по проблемам в общественном транспорте. Однако в Улан-Удэ на новые правила косятся с большим недоверием.

400 метров до остановки

В конце января Минтранс России утвердил социальный стандарт транспортного обслуживания населения при перевозке пассажиров и багажа. В мэрии Улан-Удэ отнеслись к нему прохладно. Тем более что под пристальное око городских чиновников в стандарте попалась фраза «рекомендательный характер». Это означает, что, пропустив мимо ушей предложения от министерства, чиновники не попадут под плеть и взыскания за неисполнение.

Чем интересен стандарт? Например, установлено максимальное расстояние от дома или поликлиники до остановки.

«Федералы» включили республику в список регионов с особыми природно-климатическими условиями. Поэтому в Бурятии это расстояние должно быть короче, чем в регионах  с мягким климатом.

Расстояние между остановкой и ближайшей точкой придомовой территории предлагается не более 400 метров. Причем это длина кратчайшего пешеходного пути, с учетом обхода естественных и искусственных преград. Такой же путь рекомендуется от больших магазинов с торговым залом в тысячу «квадратов» и более. Потому как на большое расстояние тащить сумки с покупками абсолютно неудобно.

Государственным, муниципальным поликлиникам и больницам, учреждениям соцобслуживания граждан надо бы иметь остановку в дальности 300 метров пешего хода.

Больше пяти не собираться

Также новые стандарты гласят: зимой температура в салоне должна быть не менее 12 градусов, а летом – не более 25 градусов Цельсия.

И если с температурой еще как-то можно согласиться, то норма для стоящих пассажиров, по меньшей мере, фантастическая. Так, наполненность салона в общественном транспорте по новому социальному стандарту составляет не более пяти человек на квадратный метр свободной площади пола салона, предусмотренной для стоящих пассажиров. Смогут ли в Улан-Удэ горожане уместиться впятером на одном квадрате – большой вопрос. 

Сейчас в столице Бурятии обращают внимание на технические характеристики транспорта, а не на соцстандарт. Если пассажиров больше, чем допускают производители автобуса, водителя наказывают.

По информации городской ГИБДД, ежедневно за указанное нарушение наказываются три-четыре водителя маршрутного транспорта. Решение видится в больших автобусах.

Улан-Удэ не понял «федералов»

В столице население – меньше полумиллиона человек. Социальный стандарт предусматривает, чтобы в таких городах пассажир обладал возможностью перемещения на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в любую точку муниципального образования с одной пересадкой.

– Считаем, что здесь присутствует недоработка определений авторами стандарта. Что следует понимать под «любой точкой»? Дом, улицу, квартал, микрорайон? – недоумевают местные чиновники.

Они указывают на особенности Улан-Удэ – транспортные потоки города сходятся в четырех точках: Селенгинский, Удинский и Новый мосты, развязка близ «Элеватора». А также у нас не кольцевая застройка.

В комитете по транспорту нам заявили, что новый маршрут, который дублирует существующие, за исключением какого-то маленького участка, обречен на прекращение деятельности, банкротство. 

Ко всему прочему Улан-Удэ не вписался в ЕВРО. Принятый стандарт по двигателям пассажирских автобусов – ЕВРО-4 и выше. Улан-удэнский автопарк этому, конечно, не соответствует. 

«Федералы» пытаются придать пассажироперевозкам в России цивилизованное лицо. Провозглашено, что «в процессе потребления услуги» пассажиры городского наземного электротранспорта и автотранспорта не должны ощущать, в том числе, физиологический и психологический дискомфорт.

Это касается и маломобильных групп населения. Стандарт говорит о необходимости иметь устройства для перевозки: инвалидов, беременных, пожилых граждан, людей с детскими колясками и так далее. Тут в Улан-Удэ вообще тьма кромешная.

– В общем парке подвижного состава есть только пять низкопольных автобусов, которые потенциально могут обслуживать инвалидов-колясочников. Они находятся в парке МУП «Городские маршруты», – признают в мэрии.

Между тем в городе есть грандиозные планы по транспортной сфере. Правда, пока что особых успехов по их реализации не замечено. К разряду буйных фантазий можно отнести пресловутую муниципальную программу «Развитие транспортной системы Улан-Удэ».

Было предусмотрено приобретение автобусов в 2014–2017 годах, по 25 ежегодно – всего 100 единиц. Планировали купить также трамваи. В 2014–2020 годах по шесть вагонов в год – всего 42 штуки. 

– Ввиду отсутствия бюджетных средств из-за превышения лимита предельных обязательств муниципального образования данные мероприятия ежегодно откладываются, – честно разъясняют чиновники.

Маломобильным улан-удэнцам можно оставить свои надежды при себе. Во всяком случае, на ближайшие годы. Председатель комитета не дает несбыточных обещаний. Переоборудовать существующий транспорт  не будут из-за износа подвижного состава на уровне 83 процента и 100 процентов соответственно.

Шумно? Так прибавьте звук

Новый ГОСТ «устанавливает требования к уровню шума в автомобильных транспортных средствах, то есть в автобусах. Согласно документу, трамвай по уровню шумоизоляции должен соответствовать автобусам».

«По-житейски» в мэрии советуют, что если кто-то, будучи пассажиром трамвая, не слышит собеседника по мобильному телефону, то, наверное, ему следует увеличить звук на аппарате. Или принять другие меры, вплоть до переноса разговора.

– У нас добрая половина сотрудников комитета пользуется услугами городского трамвая, но периодический шум в электротранспорте проблемой не считает, – в то же время подчеркнул он.

Да и данный ГОСТ, по его словам, не распространяется на транспортные средства, уже находящиеся в эксплуатации.

Если ничего не делать, то Улан-Удэ окажется в числе наихудших муниципалитетов страны. Ведь одновременно со стандартом утвердили и методику оценки качества транспортного обслуживания, которая ляжет в основу будущего рейтинга.

Петр Санжиев, «Номер один».
^