13.04.2017
В Бурятии нарастает интерес к уникальным математическим начинаниям БГУ

Разве можно еще что-то придумать, чтобы разнообразить, сделать интереснее такой предмет, как математика? Оказывается, можно.

Народные легенды плюс математика

В Бурятском госуниверситете придали предмету национальный колорит и начали проводить математический фестиваль. Необычное решение – совместить развитие предметных олимпиад и привлечение внимание к традициям и обычаям бурятского народа. Безусловно, его ждет большой успех.

Интерес вызвало первое же такое мероприятие, которое состоялось в прошлом году. Временем проведения выбрали любимый народный праздник Белого месяца. Поэтому и назвали его «Сагаалган-Математика». Это серия олимпиад по данному предмету среди школьников. Принимают участие ученики школ Улан-Удэ и сельских районов республики. 

В первый раз тогда участвовало 800 школьников. А несколько дней назад в актовом зале БГУ торжественно подвели итоги II математического фестиваля Бурятии «Сагаалган-Математика-2017». Нынче участвовало почти 1000 школьников с шестого по одиннадцатый классы, и все проводилось на базе университета.

– Это инициатива наших преподавателей института математики и информатики и ряда других факультетов. Мы ее поддержали и считаем, что это станет традиционной олимпиадой Бурятского государственного университета, – отметил на заключительной церемонии ректор БГУ, доктор технических наук Николай Мошкин.

Он вспомнил, как все удивились, познакомившись с задачами, которые разработали, составили преподаватели.

– Такая точная классическая наука, как математика, вдруг оказывается такой доступной и интересной и позволяет сохранять, продвигать этнокультурные традиции республики. Кто читал задания, видели, как интересно они звучат. Многие из них фактически основываются на мифах и легендах, на традиционном укладе жизни республики. Считаю, что такая инициатива достойна продолжения, поощрения. С удовольствием будем поддерживать это направление. Мы продвигаем не только «королеву наук» – математику, но и ценности своей родной земли, – сказал ректор.

Николай Мошкин поздравил всех участников, призеров с успешным проведением Олимпиады, поблагодарил спонсоров, педагогов школ, членов жюри и родителей школьников за поддержку увлечения детей.

Лучший – Дима Минеев

Абсолютным победителем жюри признало Диму Минеева: 80 баллов из 80 возможных. Он учится в школе номер 19 города Улан-Удэ в шестом классе. Ученик получил награду из рук ректора.

– Уважаемые друзья! Мне особенно приятно вручать ученику 19-й школы, учеником которой являлся и я. Низкий поклон учителям школы за качественную подготовку детей, – сообщил Николай Мошкин под аплодисменты полного зала.

Абсолютный победитель, с которым мы побеседовали, сказал, что в его классе еще никто не знает о его победе.

– Мне понравилось участвовать, спасибо организаторам, что придумали интересные задачи. Я многое узнал о бурятской культуре, искусстве, языке. Я люблю математику, всегда занимаюсь олимпиадной подготовкой. Это большой опыт, как математический, так и психологический. Потом на экзаменах в 9-м и 11 классе, мне кажется, легче будет. Ведь многие бывают растерянными, начинают писать не то, хотя все знают. Олимпиадная подготовка учит мыслить нестандартно, находить решения. Не только на олимпиаде, но и в жизни, – рассказал нашему изданию Дима Минеев.

Он высказал благодарность своим родителям, что всегда поддерживали его, когда он готовился. Школьным учителям и преподавателям центра олимпиадной подготовки «Интер», где ему, собственно, и сообщили, что существует математический фестиваль. Школьник намерен и дальше развиваться в этом направлении, участвовать в подобных мероприятиях.

Как же создавались задания для «Сагаалган-Математика-2017»?

– Эти задачи все творческие, все авторские. Преподаватели ИМИ сначала разрабатывали математическую составляющую в течение полугода, а потом работали над приданием национального колорита. Мы очень рады, что смогли соединить эти две составляющие. Очень многие откликнулись, – рассказала профессор Лариса Антонова, председатель жюри уникального математического фестиваля и директор института математики и информатики БГУ.

Радует, что количество спонсоров нынче было больше, чем в минувшем году. Призы были разные. Так, один из улан-удэнских предпринимателей, торгующих компьютерной техникой, вручил некоторым победителям очки виртуальной реальности.

Спонсор при этом сказал, что сам по образованию математик, и этот предмет может пригодиться ребятам не только в учебе, в научной сфере, но и поможет в бизнесе.

Было награждено 260 участников. Им вручили дипломы разных степеней по разным возрастным группам, Гран-при и сертификаты. Основные мероприятия «Сагаалган-Математика-2017» проходили в марте. На закрытии фестиваля прозвучало немало песен, собравшиеся увидели выступления танцоров. Награждение проходило вперемежку с творческими номерами.

Вначале будут цифры

Это не первый и не последний вклад Бурятского госуниверситета в популяризацию бурятского языка и культуры.

Сейчас там запущен прототип обучающей программы с игровыми элементами. Сделан только первый шаг в ее разработке, но пользователи уже могут научиться считать по-бурятски, проводить арифметические действия.

– В БГУ очень много делалось проектов в поддержку бурятского языка. Например, словарь бурятского языка, озвученный профессиональными актерами. А в этом проекте мы пошли от простого. Обычно изучение языка начинается с изучения числительных. Человек, который заходит на нашу страничку в Интернете, видит на экране объекты. Ему предлагается подсчитать их количество и провести какие-то операции. Например, отнять от количества овец количество юрт и нажать на соответствующий ответ, – рассказывает Баир Хабитуев, заведующий лабораторией программных систем института математики и информатики БГУ.

В программе нет ничего повторяющегося, к ней нельзя приноровиться, невозможно «подобрать ключи» к работе программы – задания выходят в произвольном порядке. Надо именно знать, то есть каждый раз считать.

Пока реализовано два уровня сложности. На первом – вопросы на русском языке, а ответы надо выбирать из числительных на бурятском языке. «Второй уровень – вопрос тоже на бурятском языке», – говорят в БГУ.

Добавленная озвучка позволяет начавшему изучать язык работать с программой, слыша произношение слов. В дальнейшем проект планируется усложнять. Также введут систему учета языковых достижений пользователя, разнообразят графическое оформление, связанное с бурятской тематикой. В настоящее время команда разработчиков состоит из двух магистрантов института математики БГУ – сотрудников лаборатории программных систем, а также из студентов БГУ.

Разработка началась не так давно. По мере развития будут привлекаться представители педагогического и восточного институтов БГУ. Обучающую систему будут наполнять и обогащать. Все это говорит о том, что в университете много энтузиастов развития бурятского языка.

Станислав Сергеев, «Номер один». 
^