10 лет уголовного ада

Житель Бурятии требует у властей заплатить ему 50 миллионов за преследования
A- A+
Улан-удэнец Александр Булахов десять лет находился под уголовным преследованием за несуществующее преступление. Сегодня он намерен добиться от Российской Федерации выплаты ему денежной компенсации – 50 миллионов рублей. Это небывалый скандал для правоохранительной системы республики.

МВД не хотело, прокурор настоял

Дело в его отношении возбудили в июне 2006 года. Прекращение состоялось 31 декабря 2015 года. Так сказать, новогодний подарок. Как указано в постановлении о прекращении уголовного дела, «в связи с отсутствием события преступления». 

Такая формулировка говорит о полной несостоятельности уголовного преследования Александра Булахова. Это даже не отсутствие состава преступления, мол, что-то было, но в этом «что-то» нет преступления. Здесь идет речь о том, что самого преступления вообще не существовало.

Интересно и следующее. Уголовное дело возбудил тогдашний прокурор Советского района Вячеслав Сухоруков. На следующий год после возбуждения он стал руководителем Следственного управления Следственного комитета России по Республике Бурятия. Имеет звание «Заслуженный юрист Республики Бурятия», генерал-майор юстиции.

Полицейское подразделение МВД Бурятии, которое отвечает за борьбу с экономическими преступлениями. Полиция и организовала проверку в отношении того, в чем позднее обвинила Александра Булахова. Однако оперуполномоченный Цыбиков разобрался десять лет назад в ситуации и вынес отказ в возбуждении уголовного дела. При этом Вячеслав Сухоруков отменил цыбиковское «отказное» и постановил возбудить уголовное дело. Инкриминировалось мошенничество.

Предварительное расследование поручили следственному отделу при ОВД Советского района. И пошло-поехало на десять лет вперед.

Уголовное дело ни о чем

«Существует порядок и процедура возбуждения уголовного дела. 159-я предусматривает особый порядок и процедуру. Есть три момента. Повод – заявление потерпевшего. При этом тот предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Основание – это нарушение какой-то нормы права. Для 159-й основной признак – это обман. Или рапорт оперативного работника, в котором ссылается на заявление потерпевшего. Потерпевший также должен быть предупрежден об ответственности. Ни одного из них у Сухорукова не было», – всегда считал и считает Александр Булахов. 

Дело, шитое, как выяснилось в итоге, «белыми нитками», касалось простейшего. Одна фирма поставила другой дальневосточную рыбу. Та ее перерабатывала и продавала. Между деловыми партнерами возникла задолженность.

В ходе урегулирования было подписано мировое соглашение. Должник обязался в течение установленного срока выплатить сумму. Что и было успешно сделано. 

Спустя почти десять лет – 31 декабря 2015 года – в отделе по расследованию преступлений в сфере экономики в Управлении МВД России по Улан-Удэ пришли к выводу: тут нет ничего, что подлежало бы уголовно-правовому регулированию. И, естественно, уголовное преследование прекратили.

Наложенная давным-давно на гражданина мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении была отменена. Также улан-удэнцу разъяснили порядок и процедуру реализации его права на реабилитацию.

«Мне нанесен невосполнимый ущерб»

Булахов категорически настроен добиться компенсации за десять лет ада, который ему устроили представители государства. Ведь росчерком пера «люди государевы» отправили его жизнь под откос.

Александр Булахов всегда был человеком с активной жизненной позицией. Участвовал в общественно-политической жизни, представлял в Бурятии «партию Лебедя», был членом центрального комитета в Москве, помощником депутата Госдумы, руководил движением «Честь и Родина», сам выдвигался в Госдуму, Народный Хурал.

Помимо политической деятельности вел бизнес-проекты. После возбуждения уголовного дела ни о каких бизнес-проектах, политической деятельности говорить не приходилось.

Он мгновенно превратился из добропорядочного, уважаемого мужчины в подозрительного типа, на которого косо смотрели все – бизнесмены, общественники, соседи. Он быстро выпал из категории приличных людей. 

«Правоохранительные органы обнародовали сведения о моем привлечении к уголовной ответственности во время опроса соседей о моем поведении по поводу избранной меры пресечения, не покидал ли я место жительства в период следствия», – вспоминает гражданин.

Десятилетие уголовного преследования подкосило здоровье Александра Булахова. Переживание за свою судьбу, за несправедливое преследование, постоянное напряжение, связанное с нервным ожиданием, когда в очередной раз правоохранители «выдернут» его. Человек измучился до предела, и это имело последствия. Пришли тяжелые болезни, давление, головные боли, экстренно госпитализировался и спасался врачами. Вообще, в больницу попадал не раз.

«Я почти потерял семью», – говорит улан-удэнец. 

Бизнес-проектам, в которых участвовал Александр, повторим, был нанесен непоправимый ущерб. С ухудшением здоровья, крушением репутации он не мог устроиться на достойную, хорошо оплачиваемую работу. Прежнее жилье пришлось продать, автомобиль тоже.

Предварительное расследование длиной в десять лет уничтожило привычную жизнь мужчины. Лишило возможности заработать на благополучную старость, в полную силу помочь детям.

Оказавшись на подписке о невыезде, Александр Булахов уже не мог съездить к родственникам в другие российские города, ни на свадьбы, ни на юбилеи, ни на похороны. Презрение общества, болезни, изоляция, ухудшение материального положения – такой стала жизнь человека. После возбуждения уголовного дела Булахова объявили в федеральный розыск. Был арестован в Москве.

«Я не знал об этом, что создавало условия для моего задержания в любое время и в любом месте. Впоследствии я осознал опасность такого положения, что, в свою очередь, стало причиной нравственных и физических страданий», – говорит горожанин.

Булахов пойдет до конца

В качестве ответчика указано Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Республике Бурятия. 

Движение иска отмечено вялостью и задержками. Может ли это происходить из-за того, что возбуждение суперскандального дела напрямую связано с фамилией многолетнего руководителя бурятского следкома, сказать сложно. Прямых доказательств нет. Лишь предположения, что Вячеслав Сухоруков, возможно, не остался абсолютно равнодушным к происходящим событиям.

Советский районный суд Улан-Удэ поначалу не стал рассматривать 50-миллионное заявление. Районная Фемида узрела в булаховском иске какие-то недоработки и оставила его «без движения». Республиканская Фемида рассудила немного иначе.

10 апреля Верховный суд республики рассмотрел жалобу Булахова, признал решение районного судьи необоснованным и отменил его. 17 апреля предполагается все же запустить «движение» по иску. Правда, рассматривать дело будет тот же судья, что в феврале выносил отмененное решение.

«Если начнется волокита, то мы заявим ходатайство о затягивании процесса. Вообще, Конституционный суд четко и ясно определил судьям – в кратчайшие сроки рассматривать. Постановление Конституционного суда нарушено», – убежден истец.

Александр Булахов утратил веру в законность и справедливость власти. Сегодня он не питает больших надежд, что Советский районный суд удовлетворит его иск к Российской Федерации о компенсации 50 миллионов рублей.

По его словам, он не надеется на понимание со стороны российской судебной системы и однозначно намерен выходить на международные судебные инстанции.

«Тот же Европейский суд по правам человека в Страсбурге открыл «русский отдел». То есть упростил систему обращений. Потому что идет вал жалоб из России. Притом что люди у нас, в большинстве своем, юридически неграмотны и не знают, как обратиться в Европейский суд. Если они получат такую возможность, то в разы увеличится поток жалоб», – уверен наш собеседник. Он юрист, в свое время даже преподавал и конституционное право, и римское частное право.

А пока все рассматривается в Советском суде, истец просит суд истребовать необходимые документы, в том числе само уголовное дело в его отношении.

Для восстановления своей репутации Александр Булахов поднимает в иске вопрос о том, чтобы в СМИ было дано объявление о прекращении в его отношении федерального розыска.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.