Хобби длиною в жизнь

В Улан-Удэ открылся уникальный музей
A- A+
Кирпичное здание на набережной привлекало внимание многих горожан. На его крыше расположены изваяния четырех знаменитых жителей Бурятии. Скульптуры, словно отлитые из золота, гордо смотрят вдаль. Прохожим и жильцам ближайших домов до некоторого времени приходилось только гадать, что за миллионер здесь поселился. Однако 31 марта этого года миф о новом богаче по соседству был развеян. В двухэтажном здании открылся музей, который по своей уникальности не уступает подведомственным учреждениям минкультуры Бурятии.

Историческое великолепие

Сокровищница насчитывает около пяти тысяч экспонатов – это результат кропотливой работы коллекционера Льва Бардамова. На протяжении многих лет он скупал уникальные вещи. Из собранных предметов истории, культуры и живописи коллекционеру удалось создать необычную экспозицию. 

На двух тысячах квадратных метров шесть выставочных залов – от букинистики до графического искусства. В первом зале собрано около четырех тысяч книг. Огромные стеллажи занимают две стены; в них бережно хранится интеллектуальное наследие бурятского народа. Здесь же единственные в своем экземпляре фотографии жителей Верхнеудинска начала XX века. Они уникальны и тем, что в то время в городе было лишь пять фотоателье. Фотографы того времени оставляли в углу каждого снимка название города, подтверждая их подлинность. 

Второй зал, пожалуй, один из самых больших. Кажется, здесь есть все. У входа на стене расположилась географическая карта, на которой видно, что Верхнеудинск относился когда-то к Забайкальской области. Недалеко от карты на стене можно увидеть подлинное фото матери верхнеудинского архитектора Николая Паув. Это одно из самых ранних фото, сделанных в Верхнеудинск, которое датируется 1859 годом. Рядом еще одно фото его семьи. А ниже – подлинная справка о кончине Паув.

В стеклянном стеллаже красуются дореволюционные царские бутылочки из-под духов и лекарств. На каждой из них двуглавый орел, что еще раз говорит об их подлинности. Рядом – печати почты и различных управлений Верхнеудинска.

Чуть поодаль бережно хранится коллекция холодного огнестрельного оружия – сабли и офицерская шпага 1725 года. С такими шпагами, к слову, ходили воевать с Наполеоном Бонапартом. Здесь же ружья, похвальные листы и различные свидетельства жителей Верхнеудинска.

В другой части выставочного зала восстановлены примерные интерьеры комнат царских времен, а также верхнеудинского чиновника.

Старинные иконы

В музее широко затронута религиозная тема. В частности, буддизма и православия. Коллекционеру удалось найти фрагменты сгоревших дацанов. Один из них – лепестки лотоса Будды из Агинского дацана, а также деревянная лань. В стеллажах хранятся молитвы и иконы из дацанов, старинные серебряные украшения бурятских женщин, 200-летние шахматы из слоновой кости. В коллекции есть даже волосы 25-метрового Будды из Анинского дацана, переданные Юрием Эрдынеевым.

О православном Верхнеудинске коллекционер решил рассказать посетителям несметным количеством крестов и икон. Одной из ценных икон в музее считают лик святой великомученицы Екатерины. Ее написание датируется началом XVIII века. Льву Бардамову эта икона, как и многие другие, попала из рук иконописца Олега Шулепова. Кстати, он был одним из тех, кто занимался реставрацией святых ликов. 

– В моей мастерской при храме за 20 лет скопились иконы. Часть я покупал, а часть сберег, когда в 90-е годы их выкидывали. Я показал их Льву Бардамову, говорю, их бы отреставрировать, а у меня нет средств. Он согласился и купил у меня часть икон, а после оплатил их реставрацию. Еще несколько икон я передал ему во славу Божью, – рассказал «Номер один» Олег Шулепов. 

«Путешествующая» Мария Магдалина и пейзажи

Живопись и графика в музее Льва Бардамова занимают едва ли не самое почетное место. Этим видам искусства посвящены два зала в здании. Но венчает коллекцию, по нашему мнению, картина «Мария Магдалина». История о том, как произведение попало к коллекционеру, по меньшей мере, удивительна. Около 100 лет назад картина принадлежала иранскому шаху, а после досталась известной бурятской балерине Ларисе Сахьяновой. Вот как это произошло.

– Более 50 лет назад артистка в составе других российских звезд отправилась в Иран, где станцевала перед шахом. Исполнение танца настолько понравилось иранскому владыке, что он не раздумывая подарил «Магдалину» Ларисе Сахьяновой, – рассказывает Олег Шулепов.

По его словам, состояние картины было ужасным (по некоторым данным, ей от 200 до 300 лет). Это подтверждаетcя и тем, что иркутские и бурятские реставраторы музея имени Сампилова отказались восстанавливать произведение.

– Они сказали, что картину нужно везти в Москву в центр Грабаря. Но там нужно платить миллионы и ждать пять-десять лет, пока ее не отреставрируют. Произведение попало ко мне, и я решился на ее восстановление. Применил технику, которая используется в реставрации иконописи, и все получилось, – говорит реставратор.

Сейчас «Мария Магдалина» расположена на одной из центральных стен музея, далеко от отдела живописи, в котором также хранятся десятки шикарных произведений искусства бурятских художников. Одно из них – картина Филиппа Балдаева, известного живописца республики (картина была передана в дар музею Мариной Николаевой). В скором времени исполнится 100 лет со дня его рождения. Его дочь Вера Балдаева в восторге от музея, в который попало произведение отца.

– Это просто дикий восторг. Сложно представить, как это все можно собрать. Три-четыре предмета соберешь в коллекцию – уже счастье. А тут! Сколько нужно энтузиазма, сил, желания, денег, для того чтобы это все собрать и оформить. Просто очаровательно, он (Лев Бардамов. – Прим. ред.) столько всего собрал, это очень мощно. Многие вещи я узнала, они из моего детства, – не скрывает эмоций Вера Балдаева. 

И действительно, такого музея Бурятия еще не видела. В разговоре с «Номер один» Вера Балдаева обмолвилась, что в скором времени появится еще один похожий музей Льва Бардамова, здание уже строится. Вот только где оно расположится, коллекционер не говорит. Но уже очевидно, что он еще не раз порадует улан-удэнцев своим творческим хобби.

Сам Лев Бардамов отмечает, что одна из главных его целей – популяризация Улан-Удэ. Важно, чтобы столица Бурятии стала туристическим и этническим центром России. К слову, он признается, что собирает исторические коллекции для грядущих поколений. «Кто не знает историю, у того нет будущего», – говорит коллекционер.

Эльвира Долговых, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.