Тотальная перезагрузка

О проблемах и перспективах лесной отрасли Бурятии – из первых уст
A- A+
Непростая ситуация на международных рынках и волнения, связанные с валютными скачками, не слишком хорошо в последние годы влияли на лесную отрасль Бурятии. Тем не менее главный игрок на этом поле – «Байкальская лесная компания» – в кризисное время успел перестроиться и сегодня начинает завоевывать все новые рынки. 

«Японская» перестройка

Незадолго до кризиса «БЛК» кардинально поменяла состав участников. В 2013 году в списке учредителей появилась японская компания Mitsui. Это дало главному лесопереработчику Бурятии финансовую фору, широкие возможности для модернизации производства и кардинальные перемены в части стиля управления, структуры менеджмента.

Конечно, в Японии иная управленческая культура, которая в симбиозе с российской действительностью может творить чудеса. Если, конечно, ее правильно применить и адаптировать.

– У нас была обновлена команда менеджмента во всех направлениях, особенно существенно в производственных дивизионах. Изменены и улучшены управленческие коммуникации. Введены новые стандарты, применены достаточно продвинутые решения в автоматизации всех сфер управления, – рассказал нам операционный директор, первый заместитель генерального директора «БЛК» Алексей Володченко.

На базе новой системы, по словам руководства «БЛК», произошли глубокие инновации в производстве. Применены новые, более экологичные, технологии лесозаготовки, сохраняющие растительный слой. Приобретено новейшее лесозаготовительное оборудование, улучшена транспортная логистика. Настроено стабильное круглогодичное движение продукции от мест заготовки к местам переработки.

В итоге за три года – с 2013-го по 2016-й – объемы производства выросли более чем в три раза. То же – с объемами отгрузки и продаж. Для сравнения: если в 2013 году выручка была чуть более 400 миллионов рублей, то в 2016 году она была без малого 1,6 миллиарда.

– В части производства в 2016 году мы приступили к выпуску строганных погонажных изделий. Это следующий этап более глубокой переработки пиломатериалов. Для поставки как на внутренний рынок Республики Бурятия, так и России, также и на внешний рынок. Это все виды отделочных материалов для строительства, – рассказывает Алексей Володченко. – Также мы запустили участок сращивания древесины по длине в «микро-шип». Это позволяет нам использовать древесину с большим полезным выходом.

В планах у компании запустить производство клееных изделий – столярного и мебельного щита, деревянных окон и дверей, деревянных домов из массивного профилированного бруса сосны, лиственницы, кедра. Специалисты разрабатывают архитектурный проект, по которому изготавливаются экологически чистые деревянные комплектующие заводской готовности. После чего дом собирается на месте, как конструктор. Это новое производство для Бурятии, и не только. Также готовятся решения и по рациональному использованию биотоплива в виде опилок, коры для ее дальнейшего использования в местных муниципальных котельных, в совместных проектах по биоэнергетике с Селенгинским ЦКК, в собственном производстве древесных топливных пеллетов. Решение будет уже в этом году.

Валютная лихорадка

Конечно, достижение таких показателей не далось компании легко. Ведь последние три года отличились не самой стабильной экономической ситуацией на международных рынках. Чего стоит только резкий скачок валюты в декабре 2014 года. А для экспортеров вроде «БЛК», работающих с разными странами за разные валюты, излишняя волатильность и непредсказуемость играет, скорее, в минус.

– Есть расхожее мнение, что раз мы экспортеры, то рост доллара нам только во благо. Это так, и не совсем так. Потому что с ростом курса коррелируются и контрактные цены, рынки тоже на это реагируют, – говорит Алексей Володченко. – Рост курса доллара дестабилизирующе влияет и на наши расходные статьи. У нас сплошь импортная техника, потому что российских аналогов нет. И все, что касается сервиса, запчастей, сразу индексируется по курсу доллара и евро.

Более того, на тот момент у «БЛК» был валютный кредит, что еще больше осложнило жизнь компании. Тем не менее у «Байкальской лесной компании» был и козырь, который позволил пережить это время без критичных потерь.

– Нам помогло наше уверенное лесообеспечение. Для лесопромышленников это важно. Если компания контролирует свою экономику через сырье, то для нее все эти потрясения будут не так сильно сказываться, как на тех, кто работает исключительно на покупном сырье либо имеет долю покупного сырья более 50 процентов, – уверен Алексей Володченко. 

США на горизонте

Финансовые результаты последних трех лет говорят, что компании удалось не просто пережить отраслевой кризис, но и выйти из него победителем. Сейчас «БЛК» уже начинает работать с новыми рынками. В прошлом году, например, началась реализация пилотного проекта по поставке в США продукции глубокой переработки – строганной с четырех сторон. Было отгружено около 30 контейнеров. То есть сейчас компания переходит от количественного метода работы к качественному.

Кроме того, сейчас «БЛК» восстанавливает свои позиции на японском рынке. А также выходит на рынок Монголии, который оказался весьма перспективным для погонажной продукции для домостроения. В начале 2017 года компания участвовала в строительной выставке в соседнем государстве. Там были заключены первые контракты, сейчас уже идут первые поставки продукции.

Что касается внутреннего рынка, то здесь доля продаж «БЛК» минимальна: менее десяти процентов. Проблема в том, что качественный уровень основной продукции компании (пиломатериалы) излишен для внутреннего строительного рынка. Рынок не готов платить большие деньги за качественные постройки, строители не готовы покупать дорогостоящую высококачественную продукцию. Тем не менее «Байкальская лесная компания» постепенно начинает движение в сторону внутреннего рынка, для уверенного его роста нужен другой внутренний спрос.

– Работаем с сетевыми торговыми компаниями, такими как «Вегос», имеем свои павильоны для продаж на «Стройтерминале». Ведем переговоры с компанией Leroy Merlin, которая присутствует в Иркутске и Чите. Это наше осознанное движение в сторону внутреннего рынка, наполнения его продукцией высокого качества и местного производства. Ведь рынок продукции деревообработки слабо представлен производителями Бурятии, в основном это производители иркутские и даже более далекие, из западной части России: Москва и Московская область и так далее. Это, конечно, неправильно, – считает Алексей Володченко.

Как аукнется…

Что касается отношений внутри республики, то здесь особых проблем, по словам руководства компании, не возникает. «БЛК» зарегистрирована на территории Прибайкальского района. Основная производственная база находится в селе Ильинка. А значит, компания имеет статус градообразующего предприятия и главного налогоплательщика муниципального образования «Прибайкальский район» и села Ильинка.

С местной властью у «БЛК», скорее, партнерские отношения. Если и возникают какие-то проблемы, они оперативно обсуждаются и устраняются. Компания проводит много благотворительных акций, поддерживает школы и другие бюджетные учреждения, как прямыми материальными отправками товара, материала, так и деньгами. Оказывается реальная помощь школам, спортсменам, творческим коллективам, детским домам и домам инвалидов.

Однако не всегда удается достичь понимания с отдельными представителями местной общественности. И дело здесь, как правило, в отношении самих жителей.

– Мы всегда готовы предметно и конструктивно разбираться с любым сюжетом, к которому имеет отношение «БЛК». Но не приемлем предвзятого и надуманного отношения и агрессивного стиля, навязываемого нам общественностью или каким-то ее представителем, в решении того или иного вопроса. Если это все благожелательно, конструктивно, мы решаем все вопросы быстро. К сожалению, также иногда возникают ситуации вброса в медиапространство неправомерной и конъюнктурной информации, очерняющей деятельность «БЛК», – говорит Алексей Володченко. – Мы понимаем, кто это делает и в чьих интересах. Сожалеем, но считаем, что общественный диалог в таком стиле не дает результатов.

Что касается отношений с республиканской властью, то и здесь все тоже достаточно выдержанно и конструктивно. Ведь предприятие ежегодно платит налоги в казну и считается лидером лесной отрасли республики и, по сути, ее брендом. Однако и здесь бывает недопонимание между бизнесом и властью. Один из примеров прошлых лет – запрет добросовестным арендаторам в пожароопасный период заходить в лес. Что, по мнению арендаторов, недопустимо, это разрушение экономики арендаторов и республики, и уничтожение собственных ресурсов для борьбы с лесными пожарами. Запрещать вход в лес нужно исключительно гражданам и лицам, ведущим заготовку по договорам купли-продажи леса, не имеющим обязательств по защите леса от пожара.

– Если власть действительно хочет бороться с лесными пожарами, как можно выгонять арендаторов из леса? Они являются первичными субъектами, которые эти пожары обнаруживают и первыми начинают с ними бороться, – говорит Алексей Володченко. – В лесу у нас десятки единиц специализированной дорогостоящей техники, все наши люди обучены, руководители сертифицированы, имеются средства первичного пожаротушения и радиосвязи. Это наиболее быстрый и экономичный способ ликвидации пожаров, в отличие от привлечения сил МЧС и федерального центра, плата за услуги которых несоизмерима с затратами местных арендаторов. Запретить арендаторам вход в лес – значит усугубить ситуацию.

Впрочем, на недавнем совещании в прокуратуре РБ под руководством Валерия Петрова представителей «БЛК» и других арендаторов все же услышали и не стали в этом году вводить подобный запрет. Что, конечно, пойдет на пользу и бизнесу, и лесному массиву.

Федеральное признание

В целом же о том, насколько хорошо чувствует себя «Байкальская лесная компания», можно судить по ее профессиональному и общественному признанию в 2016 году. 
Компания стала победителем профессиональной XIII Всероссийской лесопромышленной премии Lesprom Awards-2016 и получила специальный приз в номинации «Cамая быстрорастущая компания ЛПК» по темпам роста выручки от продаж по итогам 2015 года.
Также «БЛК» признана как социально ответственный работодатель и добросовестный налогоплательщик, внесена в «Лигу лучших» предприятий России с вручением звания «Предприятие года-2016». На все эти награды и признания «БЛК» получила соответствующие сертификаты.  

Таким образом, несмотря на внутрироссийские и международные экономические и политические трудности, компания вышла из кризисного периода в плюсе. Обновление по всем фронтам позволило серьезно нарастить и объемы производства, и выручку. Тем не менее перед «БЛК» стоят весьма масштабные задачи, успешность выполнения которых зависит от множества факторов. Что вовсе не дает повода сомневаться в будущих победах компании.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.