06.05.2017
Школы Бурятии разделились на две группы: богатые и бедные

Несколько номеров назад «Номер один» поднимал эту наболевшую проблему. Сейчас ее обсудили на сессии республиканского парламента.

Из 426 школ, которые работают в республике, в 129 учителя имеют недостаточную зарплату. Чтобы довести ее до уровня среднего дохода от трудовой деятельности в Бурятии, потребуется, как минимум, около 100 миллионов рублей в год. 

Особенно от бедности страдают учителя в малокомплектных школах. Из 145 таких школ в 71-й зарплаты педагогов недостаточны. Такой масштаб проблемы говорит, что речь уже идет не о случайности, а о системном явлении. 

Как отмечает Александр Стопичев, глава комитета Народного Хурала по социальной политике, несколько лет назад ситуация на селе была совсем другая. 

Основной принцип нынешней подушевой системы, которую Бурятия имела неосторожность выбрать в 2007 году, в том, что за каждого школьника бюджет выделяет школе определенную сумму. Когда семья уезжает из села, местная школа перестает получать за него средства. Фонд оплаты труда уменьшается и вместе с ним уменьшаются зарплаты учителей.

«Если количество детей (школьного возраста. – Прим. авт.) в селах будет так сокращаться, то проблему по малокомплектным школам придется рассматривать каждый год. В принципе, мы просчитали по малокомплектным школам: чтобы выровнять заработную плату, нужно восемь миллионов рублей в месяц. Думаю, эти деньги нужно будет найти. Не сегодня – к 1 сентября. Проблема решаема. 32 миллиона – с 1 сентября до конца года – думаю, найдем», – полагает депутат.

Проблемы есть не только у сельских педагогов, но и у городских, в населенных пунктах с численностью жителей более 30 тысяч человек. Там существует вопрос по школам с малой наполняемостью. По городам окончательная сумма не просчитана. 

«Наполняемость разная. Те школы, где наполняемость менее 500 человек, там не выходит нормальная заработная плата. 1000 человек – тоже не выходит. А где наполняемость более 1500 – у них зарплата идет. Из 55 школ города Улан-Удэ в 27 школах зарплата не выходит. Значит, есть проблема в нормативах», – отмечает Александр Стопичев.

Депутаты, кстати, выражают сомнение в цифрах потребности, озвучиваемых минобразом Бурятии, считая их сильно заниженными. 

В Народном Хурале выступают с рекомендациями к правительству Бурятии. До 1 сентября текущего года парламентарии республики хотят решить эти два момента – по учителям сельским малокомплектным и по учителям, которые бедствуют в городских школах.

«Как механизм отработать? В зависимости от наполняемости школ должен быть какой-то поправочный коэффициент. Не вина школы, если наполняемость маленькая», – предлагают в парламенте республики. 

Среди рекомендаций чиновникам от образования также – внести изменения в постановления правительства Бурятии, касающиеся системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, а также нормативов оплаты. 

«Также обсуждался вопрос перехода на окладную систему оплаты труда», – говорит и. о. министра образования Бурятии. 

Он напоминает, что в прошлом году на Всероссийском августовском совещании педработников Минобразования и Минтруд России получили задание до 1 августа 2017 года разработать изменения в системе учительских зарплат.

«Мы направили свои предложения в Минобрнауки России о целесообразности перехода на окладную систему оплаты труда», – заверил и. о. министра Баир Жалсанов.

Петр Санжиев, «Номер один».

^