Дело о взятке не подтвердилось

Уголовное преследование чиновника республиканского УКС завершилось извинением
A- A+
Оба обвинения в адрес бывшего начальника Управления капитального строительства  Савелия Мотошкина сняты.  В конце апреля Следственный комитет РФ по РБ прекратил уголовное дело по статье «Взятка», а двумя месяцами  ранее  было закрыто и дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Прокуратура уже принесла извинения бывшему чиновнику, а жалоба последнего, просидевшего почти полгода в СИЗО, в мае этого года будет рассмотрена в Европейском суде по правам человека в городе Страсбурге.

В распоряжении редакции оказались документы дела, которые пролили свет на всю историю с уголовным преследованием чиновника. 

Уголовному преследованию Савелия Мотошкина предшествовало задержание сотрудниками УФСБ в сентябре 2015 года Сергея Золотарева, гендиректора ООО «Китой» (теперь уже бывшего), который подозревался в хищении бюджетных средств при освоении объектов автомобильного кластера «Кяхта» на сумму 18 миллионов рублей. Затем уголовное дело в отношении Золотарева по причине деятельного раскаяния  прекратили, а вместо него появились показания против Мотошкина.

Болтать – не строить

Судя по всему, чтобы прикрыть свои грехи,  г-н Золотарев дал удобные для себя показания  на чиновника правительства РБ.  Бизнесмен заявил, что он якобы передал руководителю УКСа Савелию Мотошкину почти пять миллионов рублей наличными за «оказание содействия» по исполнению контрактов  по котельной в городе Кяхта,  при строительстве улан-удэнского промпарка и детсада в Иволгинске, средства по которым сам же и осваивал.

В январе 2016 года Мотошкина на основании одного лишь  заявления о возможном получении взятки взяли под стражу. А самого Золотарева перевели под домашний арест, а затем в ускоренном порядке он вообще вышел на свободу. 

Однако уже вскоре  стало очевидным,  что уголовное дело по Мотошкину, базирующееся только на показаниях  Золотарева,  рассыпается прямо на глазах. И явно не доживет до суда. Начнем с того, что строительные объекты фирма Золотарева получила после участия в аукционах, которые проводило Республиканское агентство по госзакупкам. Которое структурно не подчиняется УКСу – там есть свое начальство. Кроме того, процедура проведения торгов в форме открытого конкурса по закону не позволяет влиять  на результаты со стороны его руководителя, тем более начальника совершенно другой структуры.

Не подтвердилось и заявление Золотарева о том, что в сентябре-декабре 2014 года он пять раз передавал деньги в служебном кабинете у Мотошкина, предварительно созваниваясь и договариваясь о встрече. Однако экспертиза соединений базовых станций мобильной связи с  телефонными номерами Золотарева и Мотошкина выдала отрицательный результат. В указанные дни совместное нахождение «трубок» бизнесмена и чиновника на площади Советов исключалось однозначно.  Помимо этого очевидцы подтвердили, что в один из дней  Мотошкин находился в пригороде, а в другой раз отсутствовал на работе в связи с семейной годовщиной.

Как говорится, когда на старте начинают врать, то затем, чтобы картина более или менее склеилась в правдоподобную историю, уже приходится врать напропалую. Золотарев заявил, что взятки якобы передавал на основании... официальных расходных ордеров, которые выписывались на его предприятии. Более бредового обоснования о выдаче денег на подотчет трудно и придумать. 

Вдобавок сами «расходники» на дачу взятки,  как оказалось, имели признаки фальсификации, поскольку выписаны были не в 2014 году, как вначале заявлял Золотарев, а годом позже, что подтвердила экспертиза. Как говорится, еще не успели толком чернила высохнуть на бумаге. 

Чуть позднее бизнесмен рассказал историю о том, что расходники и все документы сгорели вместе со зданием бухгалтерии ООО «Китой» в октябре 2015 года и что их «восстановили», поставив подписи заново. А бухгалтерская программа 1С внезапно самоуничтожилась из-за попавшего в нее вируса. 

А пожар  спишет

В этой связи любопытно свидетельство старшего дознавателя ГУ МЧС РФ по РБ, который выезжал на пожар бухгалтерии. Он рассказывает, что, когда он приехал на место, там уже находилось все руководство фирмы, которое показало ему кучку полуобгоревшей макулатуры на земле. Он спросил: и это все? Ему кивнули: да. Инспектор рассказал, что был очень удивлен тем, что не обнаружил на месте ни одного элемента сгоревшего строения. Как дознаватель позже сообщил следствию, у него возникли сомнения, что здание бухгалтерии вообще существовало, однако его заверили, что оно было таким маленьким, что сгорело без следов. В общем, все старательно делали вид, что бухгалтеры фирмы сидели в помещении размером с собачью будку. 

Не удивительно, что следователь, глядя на отсутствие фактов, пишет, что «мотив для передачи взятки сомнителен, а сам факт передачи ничем объективно не подтвержден». В итоге дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ «в связи с отсутствием в деянии Мотошкина С.М. признаков состава преступления» было прекращено. Ранее, 1 марта 2017 года, в отношении чиновника было прекращено дело и по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») по автомобильному кластеру «Кяхта». Которое также инициировал своим заявлением неутомимый Золотарев. История этого дела аналогична, как и ее завершение.

Прокуратура принесла Мотошкину официальное извинение «в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности». 

Любопытно, что Сергей Золотарев, получивший условное наказание за махинации с бюджетными средствами, сегодня работает... в подрядной организации, занимающейся освоением бюджетных средств на севере Бурятии. 

Между тем, как сообщил «Номер один» Савелий Мотошкин, ближайшие его планы связаны с реабилитацией по двум уголовным делам. В том числе бывший чиновник планирует восстановление на работе. Будет решаться вопрос и по взысканию компенсации за моральные страдания в связи с незаконным уголовным преследованием и нахождением в следственным изоляторе. 

К слову, дело Савелия Мотошкина уже принято к рассмотрению Европейским судом по правам человека. 

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.