«Стодневка» за спиной

О кадровой политике, федеральных миллиардах и туристических задумках и.о. главы
A- A+
17 мая исполняется 100 дней «правления» Алексея Цыденова. Особых претензий к исполняющему обязанности главы пока не прозвучало. Привлечение федеральных миллиардов, стратегические и кадровые решения воспринимаются как должное. Впрочем, человеку Путина пока что не удалось решить все проблемы, которые он обозначил. Хотя за три месяца это сделать, в общем-то, нереально.

Кадровые перемены

Конечно, больше всего от Алексея Цыденова ждали кадровых перемен. Этакой встряски в «затхлом политическом болоте» Бурятии. Однако исполняющий обязанности главы республики, не отличающийся излишней экспрессивностью, не стал стучать кулаком по столу и увольнять министров пачками. Высшие чиновники покидали правительство постепенно, тихо и «по собственному желанию».

Первым в списке тех, кого «ушли», стал зампред по экономике Александр Чепик. Недовольных его политикой было множество, поэтому его уход восприняли скорее как благо. Назначение же на его место Игоря Зураева, экс-президента Торгово-промышленной палаты Бурятии и бывшего заммэра по социалке, вызвало неоднозначную реакцию.

А вот место Николая Зубарева, бывшего зампреда по инфраструктуре, пока что пустует. Его увольнение тоже было делом времени. Курируя такие отрасли, как энергетика и строительство, он умудрился провалить и то и другое. Постоянные обвинения в родственных связях с МРСК Сибири, вялая работа по снижению тарифа на электричество, провалы в программах по переселению и обеспечению жильем сирот. Это если смотреть, что называется, «по верхушкам».

Сюрпризом стало появление нового зампреда и нового министерства. Петр Мордовской, занимавший ранее должность заместителя руководителя администрации правительства по взаимодействию с правоохранительными органами, неожиданно стал зампредом по вопросам безопасности. Кроме того, минкульт получил новое название: министерство культуры и туризма.

Усиление таких направлений, как безопасность и туризм, говорит о новых приоритетах республиканской власти, появившихся с приходом Алексея Цыденова. Его кадровая политика как бы намекает, что идет постепенное переформатирование исполнительной власти. Чего, в общем-то, от него и ждали с первого дня его работы в Бурятии.

Туризм и танцы

Вообще, туризму исполняющий обязанности главы уделяет немало внимания. Прежде всего, он договорился о возвращении «Байкальской гавани» в республику. Напомним, прежняя власть отказалась от федерального статуса ОЭЗ, ссылаясь на трудности с предоставлением земли в собственность и на долгие процедуры согласования в Кремле.

Такое решение сами участники особой экономической зоны восприняли без энтузиазма. Ведь Бурятия по сути лишилась бы федеральной поддержки. К тому же статус региональной ОЭЗ не отрегулирован в законодательстве, что затормозило бы проект еще на прилично долгое время.

Также Алексей Цыденов поделился в целом видением развития туризма в Бурятии. По его мнению, в «Гавани» нужна единая архитектурная концепция и некая точка притяжения вроде знаменитого «Черепа мамонта», предложенного Даши Намдаковым.

Поспособствует росту туризма и развитие водного сообщения на Байкале. На совещании с министром транспорта России прозвучало поручение подготовить в трехмесячный срок программу развития водных маршрутов и судоходства на Байкале. Разработчиком программы выступит Федеральное агентство морского и речного транспорта России, что повышает ее шансы на успех. 

Исполняющий обязанности главы, по его словам, очень много внимания уделяет и продвижению Бурятии на федеральном уровне. Отсюда и поддержка театра «Байкал», победившего в шоу «Танцуют все!» на канале «Россия-1». Сначала он выделил театру деньги на саму поездку и участие в конкурсе, потом по инициативе Цыденова на площади Советов был установлен большой экран, и жители Бурятии могли смотреть финал этого шоу и болеть за наших.

Бизнес на плаву

Успел Алексей Цыденов заняться и решением застарелых экономических проблем Бурятии. В частности, возрождением производства алкоголя. После краха «Байкалфарма» региональные власти долго и регулярно пытались поднимать эту тему. Однако первые реальные подвижки произошли совсем недавно.

Знакомясь с еще не до конца запущенным промпарком, исполняющий обязанности главы как бы между делом рассказал о создании «Байкальского ликеро-водочного завода». Предполагаемые объемы производства дают надежду на многомиллионные поступления в бюджет по акцизам, чего не было уже много лет.

Вмешался Алексей Цыденов и в историю с «Молоком Бурятии». Напомним, предприятие опрометчиво взяло в лизинг иностранное оборудование, и с ростом курса доллара оказалось в кризисе. Дело близилось к банкротству.

Исполняющий обязанности главы договорился с кредиторами, которым задолжала наша компания. По словам Цыденова, он намерен помогать «Молоку Бурятии» и дальше, но при условии, что объемы производства, а значит, и количество принимаемого у населения молока вырастут вдвое. А цена за литр молока, которое сдают сельские жители, поднимется до 20 рублей.

Еще одна компания, удостоившаяся внимания Алексея Цыденова, – «Ажур-Текс». Текстильщики также зашли на площади промпарка. Но сырьем пользуются в основном привозным. Исполняющий обязанности главы договорился, что покупать шерсть будут у местных. Теперь фермерам Бурятии нужно нарастить поголовье овец до 500 тысяч.

Пока все эти вопросы – в процессе отладки механизма. За 100 дней такие вещи не решаются. Так что хвалить за это Алексея Цыденова пока рано. Впрочем, то, что вокруг этих компаний происходит движение, уже внушает оптимизм.

Байкальские угрозы

Но главная борьба, которая происходит в Бурятии последние годы, – это борьба за Байкал. Водоохранная зона, монгольские ГЭС, экология – эти проблемы достались Алексею Цыденову как тяжкое наследство.

С водоохранной зоной все более или менее понятно. Исполняющий обязанности главы вышел на премьер-министра России, с помощью которого в Госдуме должны рассмотреть необходимые законопроекты. Изменения коснутся ряда законов, среди которых лесной, водный и земельный кодекс. И основные ограничения, которые испытывают жители прибрежных районов, должны быть сняты.

Напомним, после того как федеральные чиновники очертили вокруг Байкала водоохранную зону, люди, живущие у Байкала потеряли возможность строить кладбища, оформлять землю в собственность и многое другое.

Борьба за Селенгинск

Если же говорить о том, что реально сделано за 100 дней Алексея Цыденова, то здесь есть что сказать. Например, присвоение поселку Селенгинск Кабанского района статуса территории особого социально-экономического развития.

Этого статуса власти Бурятии безуспешно добивались последние несколько лет. С приходом нового главы федеральная комиссия почти сразу же одобрила моногород и включила его в программу. Теперь Селенгинск может рассчитывать на федеральные деньги, которые позволят построить необходимую инфраструктуру, на налоговые льготы для инвесторов и все вытекающие из них блага.

Ранее поселок уже попал в другую программу – развития моногородов. Под нее власти разработали инвестпроект по строительству большой птицефабрики. Инвестором должен был выступить известный по «Бурятмяспрому» и БайкалБанку Александр Венидиктов, который в конечном счете так и не подтвердил финансирование.

Федеральный фонд поддержки моногородов уже собрался вычеркнуть Селенгинск из программы. Однако после вмешательства Цыденова инвестору предоставили отсрочку, в ближайшие три месяца он должен либо подтвердить финансирование, либо в проект зайдет другой инвестор.

Миллиарды на дороги

Также из сделанного – привлечение крупных сумм на бурятские дороги. Всего – порядка шести миллиардов. Из них на Улан-Удэ в этом году выделят больше миллиарда рублей, на федеральные дороги – 4,5 миллиарда рублей. На продолжение строительства дороги Улан-Удэ – Усть-Баргузин запланировано 1,8 миллиарда рублей.

За те же 100 дней Алексею Цыденову удалось выбить из федералов 309 миллионов на компенсацию ущерба по прошлогодней засухе, 328 миллионов – на строительство очистных сооружений в Улан-Удэ.

В копилке достижений и авиационные победы Цыденова. Во-первых, это договоренность с авиакомпанией «Победа». К сентябрю они должны закупить новые самолеты, и с октября стоимость билетов до Москвы из Улан-Удэ будет начинаться от пяти тысяч рублей.

Во-вторых, Улан-Удэ включили в перечень населенных пунктов, расположенных в удаленных и труднодоступных регионах. Это значит, что в ряд регионов России летать будет дешевле.

В-третьих, принято решение о субсидировании рейсов в Таксимо и Нижнеангарск. На 2017 год уже заложено примерно 65 миллионов, из-за чего вырастет частота полетов, а стоимость билетов упадет.

Также в списке реальных дел – снижение тарифа на электричество, как для бизнеса, так и для населения. Сюда же можно отнести и многочисленные инфраструктурные проекты, такие например, как строительство долгожданного ледового дворца.

Конечно, многого ждать от политика, пробывшего в Бурятии всего три месяца, не стоит. Однако то, что уже сделано, – это уже больше, чем могло бы быть при ином политическом раскладе. Впрочем, делать выводы еще рано. И хотя первое впечатление уже сформировано, излишний оптимизм у нас не приветствуется. Особенно когда речь идет о политике.

Сейчас Алексей Цыденов активно путешествует по районам вместе с министрами и зампредами. За несколько месяцев он решил объехать все муниципалитеты республики. Так сказать, полное погружение в процессы хозяйствования и жизнеобеспечения районов. И если он сумеет найти общий язык с населением Бурятии, это будет его главной победой на первом этапе.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.