22.01.2017
В Бурятии многим известен кинорежиссер-мультипликатор Радна Сахалтуев, создатель образа знаменитого капитана Врунгеля

Но есть и другие «звездочки», которые своим талантом прославляют нашу республику. Художницы Ирина и Ольга Ертахановы отправились за новыми знаниями в вуз Великобритании. 

Девушки завершили обучение анимации в известном Борнмутском университете искусств (Arts Bournemouth University), сейчас они в Улан-Удэ и вовсю планируют свою дальнейшую творческую деятельность. «Номер один» поговорил с диджитал-художницами, творящими под псевдонимом IOErt. 

Наравне с Намдаковым

Милейшая бабушка, на голове которой растут цветы, Ангара, плывущая на рыбе, загадочные существа и добрейшие старички – работы сестер Ертахановых погружают зрителей в свой волшебный мир и превращают их в детей, верящих в сказку, добрых волшебников и прекрасных принцесс. 

Работы сестер-художниц можно видеть на различных выставках и в галереях рядом с работами таких мастеров, как Зорикто Доржиев, Даши Намдаков и других. Стиль, в котором рисуют Ертахановы, легкоузнаваем и уже имеет множество поклонников. 

Однако сестер интересует не только изобразительное искусство. Наблюдая за их творчеством, можно видеть, что в последнее время девушки все больше тяготеют к иллюстрированию книг. Они уже выпустили ряд детских книг, которые мечтают иметь у себя как дети, так и взрослые. Но  что вызывает у них наибольший интерес, так это анимация. 

«Анимация всегда была нашей большой мечтой», – признается Ирина Ертаханова. Будучи поклонницами творчества Хаяо Миядзаки, создателя таких шедевров анимации, как «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Ходячий замок Хаула» и т.д., девушки хотели узнать об этом направлении больше. 

«К тому же, мы хотели получить высшее образование в сфере искусств, – добавляет Ольга Ертаханова. - Борнмутский университет искусств был нашим ближайшим «поездом», в который мы запрыгнули». 

Город для творческих людей

Университет, находящийся на юге Англии, девушки выбрали по нескольким причинам. Во-первых, он позволял получить степень мастера (то же самое, что магистр в России), не проходя обучение на бакалавриате. Во-вторых, университет искусств Борнмута занимает высокие позиции в мировом рейтинге, имеет хорошее портфолио и обширные связи с индустрией. И, наконец,  именно Англия – страна, где анимация крайне развита: реклама, интерактивные книги, сериалы, заставки, компьютерные игры, детский контент – везде используется анимация. 

Так Оля и Ира попали в Борнмут, где прожили около двух лет. Борнмут – студенческий город, все самое интересное здесь происходит в двух крупных университетах. Самые популярные специальности в университете искусств Борнмута – это анимация, фэшн-дизайн и фотография. Помимо этого университет обучает множеству других творческих профессий. 

«Впервые мы оказались в месте, где все занимаются только творчеством, – делится впечатлениями Оля. – Интересен подход к организации обучения и в целом своей деятельности, которому учат в университете. Нам в детстве говорили, что художник – это не профессия, это хобби. Там относятся к этому по-другому – более практично. Это такой бизнес-подход. Обучают тому, как правильно организовать свою деятельность, как продвигать себя, налаживать связи. В итоге человек, даже не обладая талантом, может получить работу в той или иной сфере». 

Вселенная анимации

Увидев индустрию анимации, девушки поразились тому, насколько она огромна. «Сперва мы видели маленький кусочек, и мы думали, что это анимация, а потом мы открыли дверь, и перед нашими глазами предстала целая вселенная», – с восторгом рассказывают сестры. 

Работа в сфере анимации – это всегда командная работа. Здесь существует множество ролей, и каждое направление требует больших усилий и времени. «Оказалось, что в анимации рисует не так уж и много людей, – говорит Оля. – Можно даже не рисовать, но все равно найти свою нишу в этой сфере. Например, очень ценятся люди, которые могут общаться с людьми, находить нужные контакты, объединять людей в один проект. Такие люди выступают в качестве продюсеров. Есть люди, которые придумывают истории. А есть те, чья роль состоит в том, чтобы подкидывать идеи. Например, вы не можете найти соединение каких-то точек в вашей истории, а «специальный человек» предлагает новое развитие сюжета. Что касается режиссера, то он тоже может не рисовать. Задача режиссера – настроить команду на осуществление идеи, которая сидит у него в голове». 

А еще девушки узнали, что 90% успеха фильма состоит в планировании проекта. В этом они убедились, создавая свой короткометражный анимационный фильм. «В университете требовательно относятся к выполнению плана и с самого начала говорят, что вы будете делать, когда будет сдача проекта и т.д., – рассказывают сестры Ертахановы. – Что касается планирования фильма, то как автору проекта тебе надо составить план не только на себя, но и для каждого из 15–20 членов команды, а затем контролировать работу, давать грамотное направление каждому. В нашем фильме у нас было два продюсера, которые помогали с этим, они объясняли, как ведется годовой план, месячный и т.д.». 

Короткометражка сестер – это их дипломная работа. Сам фильм пока находится в разработке. В работе над ним задействованы студенты университета. Отвлечься же от фильма девушкам пришлось из-за другого интересного проекта. Участвуя в книжных ярмарках, сестры Ертахановы познакомились с несколькими английскими издательствами, которым понравился стиль работ художниц. И в настоящее время Ира и Оля работают над заказом от одного такого издательства. Раскрыть подробности они пока не могут, но речь идет об известной детской книге. 

Кстати, благодаря сотрудничеству с издательством в Англии можно было увидеть работы бурятских художниц на выставках издателя. Например, в декабре в Национальном выставочном центре в Бирмингеме была организована выставка одного из издательств, где были представлены некоторые работы наших художников. 

Интересна реакция зарубежных издательств и студий на работы бурятских художниц. Ведь в них видны восточные, азиатские корни, а у каждого издательства есть свои ограничения и ориентация больше на европейского читателя. «Некоторые смотрят и говорят, что «интересно, но не наше», просят попробовать создать рисунки в европейском стиле, – говорят девушки. – Хотя были ситуации, когда люди, рассматривая такие рисунки, натыкались на наши старые работы и, наоборот, советовали сохранить уникальность стиля. Ведь это то, что отличает нас от других художников». 

Соня Матвеева, «Номер один». 

^