Сомнительные сделки энергетиков

Потребители могут оказаться в судах из-за «дочки» «Улан-Удэ Энерго»
A- A+
«Улан-Удэ Энерго» организовала сбытовую компанию, которая, игнорируя  нормы и правила, взимает с абонентов плату за электроэнергию. Потребители, платящие этой организации, могут оказаться под санкциями.

Зона риска

На прошлой неделе генеральный директор  АО «Улан-Удэ Энерго» Олег Шпилевский дал интервью, в котором объяснил создание дочерних предприятий экономической необходимостью. Как пример успеха была представлена «Электротехническая компания», о которой речь пойдет чуть ниже. А пока еще об одной «дочке» «Улан-Удэ Энерго», о которой топ-менеджер почему-то умолчал. 

В конце ноября 2015 года по тому же адресу, что и «Улан-Удэ Энерго»  (улица Жердева, 12) было зарегистрировано ООО «Улан-Удэнская Городская Энергосбытовая Компания». Единственным учредителем ее стал представитель «Улан-Удэ-Энерго» в судах и, вероятно, штатный юрист компании Баир Гомбоев. Генеральным директором сбытовой компании на сегодня является Елена Бурдуковская, которая одновременно трудится заместителем генерального директора «Улан-Удэ Энерго». Связь между сбытовой компанией и сетевой с долей муниципалитета очевидна – от адреса до фамилий руководителей. 

Вопрос: почему Олег Шпилевский умолчал о ней в своем интервью, рассказывая об экономике «Улан-Удэ Энерго»? Возможно потому, что появление  «Улан-Удэнской Городской Энергосбытовой Компании» и начало ее деятельности очень сильно напоминает шумный скандал нескольких лет назад с омской «Тепловой компанией». Тогда ее  появление в городе чуть ли не парализовало теплоснабжение города, устроило панику среди населения в связи с путаницей в платежах, и властям Бурятии пришлось решать проблему в форс-мажорном порядке.

Тем более что интересанты все те же. «Улан-Удэ Энерго», несмотря на присутствие в акционерах мэрии Улан-Удэ (25 процентов + 1 акция), продолжает контролировать Николай Антропенко, бывший руководитель МРСК Сибири. Иногородний, омский, контроль над сетевым хозяйством Улан-Удэ постоянно становился причиной крупных скандалов в энергетике Бурятии и зоной повышенного риска для энергоснабжения столицы Бурятии.

Необычная кадровая политика

К тому же надо отметить особую кадровую политику в «Улан-Удэ Энерго». Например, во второй половине 2016 года заместителем генерального директора компании по развитию и реализации услуг работал некий Сергей Зорин. Он стал знаменит на весь российский энергетический рынок в 2013 году.
 
По сообщениям  ярославских СМИ,  будучи директором «Яргорэлектросети», он был задержан в одном из ресторанов в центре Ярославля вместе со своим заместителем Анатолием Королевым, после того как им передали портфель с миллионами. В этот момент к обладателям 2,5 миллиона рублей подошли сотрудники по борьбе с экономическими преступлениями. Будущего  топ- менеджера «Улан-Удэ Энерго» подозревали в получении многомиллионной взятки. 

Тогда Станислав Охнич, старший следователь 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по области, так комментировал деятельность Зорина: «Преступление относится к категории особо тяжких, наказанием за которые предусмотрено лишение свободы до 12 лет, совершено умышленно, корыстной направленности. Суд Ярославля в 2013 году вынес решение заключить Зорина под стражу и поместил в СИЗО. Но, видимо, Сергей Зорин легко отделался. Вопрос: зачем человеку со столь «серьезным опытом» доверили ответственный пост в 2016 году в Улан-Удэ?

Социальная угроза

На фоне таких рисков для энергетики города самое время вернуться к «Улан-Удэнской Городской Энергосбытовой Компании». Что происходит в Улан-Удэ? Пользуясь электричеством в сетях, «Улан-Удэ Энерго» осуществляет технологическое подключение. С потребителя берутся немалые суммы за техприсоединение, а далее за потребленную электроэнергию берут деньги в рамках сбыта. 

По сути  сбытовая компания продает то, чего не купила, а бесплатно взяла у материнской компании. Возникает вопрос к контрольным и надзорным органам: а что, так можно было? Ведь предприятия и организации, которые решились работать с «Улан-Удэнской Городской Энергосбытовой Компанией», находятся в самой уязвимой ситуации. «Дочка» «Улан-Удэ Энерго» получает деньги с потребителей за поставленную электроэнергию, никому их не отдает и тратит как хочет. 

Таким образом, те потребители, которые уже заплатили «Улан-Удэнской Городской Энергосбытовой Компании», могут оказаться перед необходимостью платить второй раз за один и тот же товар. Эксперты рекомендуют, прежде всего «Читаэнергосбыт», провести разъяснительную работу в СМИ о рисках, которые несут предприятия и организации, которые пользуются услугами новоявленной «дочки» «Улан-Удэ Энерго».

По мнению всех опрошенных экспертов, контроль над деятельностью «Улан-Удэнской Городской Энергосбытовой Компании» находится у контрольных и надзорных ведомств. Именно там должны рассмотреть ситуацию и сделать надлежащие выводы. Иначе может повториться ситуация как  с омской «Тепловой компанией» – на территории Улан-удэ потребители в массовом порядке окажутся крайними, и все закончится социальным напряжением.

Передумали на полмиллиарда

Не все ладно и с другой «дочкой» «Улан-Удэ Энерго» – «Электротехнической компанией». Напомним, г-н Шпилевский в своем интервью попытался объяснить, что предприятию, которое будет заниматься «строительно-монтажными работами, производством оборудования, светильников», понадобился уставной капитал в 688 миллионов рублей. Зачем именно такие деньги должны были уйти со счета «Улан-Удэ Энерго» на счет «дочки», объяснений не последовало. Зато Олег Шпилевский в отношении акционера «Улан-Удэ Энерго»  – мэрии Улан-Удэ – сказал: «Ни о каких конфликтах с мэрией у нас речи не идет… Мэрия же на сегодня, наоборот, поддерживает нашу компанию как акционер».

Однако это совсем не так. Хронология попытки переложить почти 688 миллионов рублей из сетевой компанию в «дочку» такова: август 2016 года – «Улан-Удэ Энерго» решением собрания акционеров решает о внесении в уставный капитал «дочки» гигантских денег, причем представители мэрии голосуют против; сентябрь 2016 года – КУИ мэрии Улан-Удэ подает в суд на «Улан-Удэ Энерго» и просит признать недействительным это решение внеочередного общего собрания акционеров. 

Позиция городских властей на суде очевидна:  «Улан-Удэ Энерго» находится в тяжелом финансовом состоянии, в связи с чем принятое решение ведет к увеличению кредиторской задолженности, неблагоприятным последствиям как для самого общества, так и для его акционеров». Январь 2016 года: Арбитражный суд принял решение отказать в иске КУИ Улан-Удэ, подтвердив, что «Улан-Удэ Энерго» с омским контролем может выносить деньги от городского стратегического объекта в дочерние предприятия. И вот после этого Олег Шпилевский объясняет: конфликта нет, более того, мы продумали и решили, что 688 миллионов – действительно много, и мы сбавим уставной капитал с полмиллиарда рублей до 183 миллионов. 

По итогу истории. Во-первых, вплоть до текущего месяца мэрия и «Улан-Удэ Энерго» судились за вывод средств с сетевой компании путем внесения этих денег в «дочку» – значит, конфликт между акционерами есть. Причем до сих пор не объяснено, зачем всего лишь дочернему энергопредприятию нужен был столь гигантский уставной капитал на своих счетах. Во-вторых, сначала объявление о выводе средств в другую компанию, потом суд, и потом –  «мы передумали на полмиллиарда денег». 

И главный вопрос: успела ли «Улан-Удэ Энерго»  перевести в уставной капитал дочернего предприятия 688 миллионов? Если да, то при уменьшении уставного капитала куда делись эти самые полмиллиарда отмененных?  Если деньги не были переведены, то в «Улан-Удэ Энерго» очень странно планируется бизнес. Сначала в него решают перегнать сотни миллионов рублей, потом, словно чего-то испугавшись, это решение отменяют. 

Артем Самсонов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.