24.05.2017
20 и 21 мая на сцене Бурятской государственной филармонии состоялся показ спектакля Олега Юмова «Элегия»

«Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти» – говорится в словарях. «Элегия» Олега Юмова и Морихиро Ивата – это красивая грусть, выдержанная в чисто японских традициях. 

В дни показа спектакля красивым было все: закатный свет, заполняющий зал филармонии, где расположились экспонаты выставки «Моя Япония», актриса, исполняющая главную роль, художественное оформление постановки и собственно сам спектакль.

Его сложно отнести к какому-то одному жанру: это и не совсем пластический спектакль, и не моноспектакль, но и не спектакль в его традиционной форме. Возможно, поэтому он поставлен не на театральной сцене, а на сцене филармонии.

«Элегия» создана по одноименному роману обладателя Нобелевской премии по литературе Ясунари Кавабата. Олег Юмов, будучи поклонником японской культуры, давно хотел создать подобную постановку, однако «звезды сошлись» только сейчас.

Объединив свои силы с художественным руководителем балета Бурятского государственного театра оперы и балета Морихиро Ивата, они приступили к работе.

«Элегия» – это рассказ о женщине, потерявшей возлюбленного. Главную роль исполняет актриса Баярма Бобоева. Ее умершего возлюбленного исполняет Морихиро Ивата. «Когда я познакомилась с произведением Ясунари Кавабата, первое, что стало ясно, – то, что моя героиня – человек с богатым внутренним миром, – рассказывает Баярма Бобоева. – Она очень мудра. И она сильный человек. У нее произошла трагедия – она потеряла любимого человека. Через боль  она пытается понять, проанализировать ситуацию. И этот процесс полностью изменил ее». 

Прочитав буддийские сутры, на сцене она размышляет о жизни и смерти. Для того чтобы вжиться в роль, Баярма Бобоева просматривала фильмы, картины, советовалась с Морихиро Ивата относительно японских традиций и характера японцев. «Морихиро-сан напоминал мне, что японцы – сдержанный народ, – рассказывает Баярма Бобоева. – В душе у них может происходить и ураган, и буря, и фейерверк эмоций, но на лице это не отразится. Мне очень помог образ моря: моя героиня, как волна, движется тихо и медленно, но затем с силой обрушивается».

Спектакль заставил многих плакать. Кто-то говорил про мурашки. Были и споры. После просмотра постановки зрители разделились во мнении, чем являются воспоминания героини – правдой или фантазией, которую она создала, для того чтобы пережить утрату. История любви двух героев настолько удивительна и безумно красива, что в ее существование верится с трудом. 

Что касается Ясунари Кавабата, автора «Элегии», смерть преследовала его с малых лет. Его родители умерли, когда писателю было четыре года. Бабушка Кавабаты умерла, когда ему было семь, а дед — когда ему исполнилось пятнадцать.

Тему смерти можно заметить во многих произведениях, фильмах и других объектах искусства Японии. Впрочем, смерть близка и нам: Бурятия – один из регионов с высоким уровнем суицидов. 

В начале спектакля Тацуэ-сан говорит о том, что она с легкостью может расстаться с жизнью. Но в конце она все же приходит к выводу, что жизнь надо принять такой, какая она есть. И жить все-таки надо.

В конце спектакля она пришла к началу истории их любви: «Мне приснился сон... Я иду по тропинке через эту рощу и встречаю юношу в кожаных перчатках, в костюме, как у пилота. У юноши густые брови, левый уголок губ чуть поднимается, когда он смеется. Мы идем рядом, и моя грудь ширится, ширится, ширится – от внезапно нахлынувшей любви. Я проснулась и больше не могла уснуть в ту ночь. Прошло два или три года. И вот как-то дядя привез меня на курорт с горячими источниками. Мы только что приехали, было раннее утро, я пошла прогуляться. Тот самый пейзаж – роща, море, тропинка. И Вы шли по тропинке».

И все же эта история любви, какой бы удивительной она ни была, является правдой. Она не может быть фантазией страдающей от горя девушки. Почему? Потому что в этом случае смысла в постановке просто-напросто не было бы. Спасти от смерти может только любовь. И не выдуманная, а настоящая. 

Соня Матвеева, «Номер один».
^