24.05.2017
«Черным ящиком» в науке называют систему, внутреннее устройство и механизм работы которой неизвестен

Художник Чингис Шенхоров считает, что именно из виртуального «черного ящика» выходит творческая энергия, которая впоследствии формируется в виде картин, скульптур и других предметов искусства. 18 мая Национальный музей Бурятии совместно с Союзом художников Бурятии открыли выставку экспериментального искусства под названием «I –  Сулдэ». 

«Сулдэ» переводится с бурятского языка как «дух». Творческая интерпретация довольно устоявшегося термина сулдэ – «харизма правителя», «жизненная сила» – раскрывает трансцендентную сущность, связанную с творческой энергией. 

Выставка «I – Сулдэ» – необычный проект свободных размышлений бурятских художников на разные темы. Координаторы проекта, Александра Дугарова от Союза художников и Художественный центр имени Ц. Сампилова, считают, что данная выставка – попытка вырваться из академического искусства в другую плоскость – авангардное направление. 

«Время поменялось и художественная парадигма тоже поменялась, поэтому мы решили поэкспериментировать над самими собой, посмотреть, какие у нас есть возможности, помимо того, что умеем и знаем», – говорит Александра Дугарова.

Идея выставки принадлежит действительному академику Российской академии художеств, заслуженному художнику России Чингису Шенхорову. Он предложил бурятским художникам представить свои экспериментальные работы. 

В итоге около 30 художников старшего поколения, заслуженные мастера, которые прошли строгую академическую школу европейского и русского реализма, предстали в новом свете. «Эта эпоха поражает технологическими изменениями, промышленной революцией, – говорит Александра Дугарова. – Меняются средства выражения, мы уже не можем чувствовать, говорить и думать, как люди в XIX веке. В то же время  экология становится новой парадигмой. Сегодня видно стремление человека приблизиться к природе, из которой он когда-то вышел».

Так как выставка посвящена теме экологии, многие работы призывают сохранить природу. Например, картина Аюны Гарматаровой «Байкал на экспорт» поднимает вопрос, к чему приведет бутилирование Байкала в коммерческих целях. 

Скульптор Зандан Дугаров в своей инсталляции использовал пергамент, по которому стучал палкой. Работа получила неофициальное название «Гимн пластику». Сам же скульптор известен тем, что не любит давать названия своим работам.

Природные материалы использовала и Александра Дугарова: «Когда я думала над своими работами, я тоже опиралась на идею первобытности. Дерево – материал теплый, душевный, приятный, экологичный. Наш край ассоциируется с зимой. И природе характерен монохром. Мне хотелось передать это состояние. В то же время наша земля богата минералами, природными элементами. Поэтому в работах использованы золото и серебро».

Художник Юрий Невский представил паттерны, в которых можно увидеть крест. Однако крест в данном случае не несет религиозного смысла: «Крест – это древнейшая фигура, которая символизирует сочетание небесного и земного. Это гармония, которая, несмотря ни на что, существует в человеке. Она может уменьшаться, а затем увеличиваться, но человек всегда стремится к этому состоянию».

По мнению Александры Дугаровой, современное искусство позволяет перейти грань между тем, что мы привыкли называть искусством, и тем, что обладает так называемым шоком новизны.

На выставке представлено главным образом нефигуративное искусство, символистская, сюрреалистическая, экспрессионистская живопись, графика, скульптура, арт-объекты, инсталляции. 

Авторы экспериментальной выставки планируют сделать ее ежегодной. 

Соня Матвеева, «Номер один».
^