29.05.2017
Что делать, если ребенок замечен на краже?

Когда малыш приносит из детского сада чужую игрушку или с прилавка кладет себе в карман шоколадку, многие родители впадают в панику – «мой ребенок растет вором!». Но так ли это на самом деле и что делать, если малыш берет чужие вещи? «Кричать или называть ребенка вором нет смысла. Нужно разобраться в причинах его поступка – действовал ли он импульсивно или, может быть, пытался привлечь к себе внимание родителей», – говорит психолог Игорь Бадиев.

«Это не воровство»

– Игорь Валерьевич, расскажите, что толкает детей на воровство и как на это реагировать родителям. 

– Тема детского воровства вызывает очень много вопросов у родителей. Давайте разбираться. Начнем с младшего возраста. Первые случаи воровства появляются в дошкольном и младшем школьном возрасте, как только ребенок оказывается в группе сверстников. 

Наиболее распространенный случай – взять чужое без спроса. И это, как правило, чисто импульсивный поступок. Понравилась игрушка – ребенок ее взял, положил себе, забыл и ушел. Почему так происходит? Потому что родителями не сформировано понятие о том, что брать чужое нельзя. Малыш просто не знает, что он совершает плохой поступок.  

И здесь очень важна реакция взрослых на «кражу». С одной стороны, наша задача – рассказать ребенку, что так делать нельзя. С другой стороны, излишнее наказание приведет к тому, что малыш будет бояться признаваться родителям в своих импульсивных поступках. 

По факту кража в этом возрасте воровством не является. Кричать, наказывать, обзывать ребенка вором нет никакого смысла. Это только вредит. Наша задача – объяснить ребенку, почему нельзя брать чужое. Не потому, что его накажут или посадят в тюрьму, а потому, что он наносит ущерб другому человеку. А раз так, то причиненный ущерб нужно возмещать. 

Наиболее адекватный способ действий родителей – заставить ребенка вернуть украденное: «Ты взял чужое – это нехорошо. Ведь тебе будет неприятно, если вдруг твою вещь кто-то возьмет без спроса. Вот и этому человеку неприятно. Теперь нужно пойти вернуть эту вещь и извиниться». 

Вернуть и извиниться

Оставлять такой поступок безнаказанным или просто погрозить пальцем тоже нельзя. Потому что в этом возрасте ребенок оценивает поступки (как хорошие, так и плохие) по тому наказанию, которое ему грозит. Поэтому если, например, наказание за «кражу» будет отсутствовать, притом что за другие проступки ребенка будут наказывать серьезно,  он решит, что брать чужое – не такой уж и плохой поступок.    

Классический пример. Ребенок разбил вазу, родители на него наорали, поставили в угол. А на следующий день в магазине он взял с полки жвачку и положил себе в карман. Родители обнаружили и пожурили: «Ну что ты, так делать нельзя». И все. На моральных весах оказались два поступка – разбитая ваза и жвачка. За один его сильно наказали, за другой ничего не было. Итого: разбить вазу – более тяжкий проступок, чем взять чужую вещь. Так формируется система моральных установок, с которой ребенок потом приходит в школу и идет по жизни. 

Орать и наказывать ребенка – смысла нет. Когда ребенку предписывается вернуть украденное, это для него очень сильное, яркое, негативно окрашенное эмоциональное переживание. Это то, что ему запомнится навсегда. Сам факт, что ему приходится возмещать ущерб и извиняться – само по себе наказание, более сильное, чем крики, ругань и ремень. 

Ворует, чтобы на него обратили внимание 

Есть железное правило наказаний: один проступок – одно наказание. Если ребенок возместил ущерб, понес наказание, считается, что проступок исчерпан, и о нем больше не вспоминают. Но, к сожалению, часто родители постоянно напоминают ребенку о том, что он натворил. Такая политика формирует у малыша четкое представление, что его сейчас наказывают ни за что. 

Например, он взял в магазине жвачку, родители отругали его и заставили вернуть.  Однако в следующий поход в магазин взрослые держат его рядом, не доверяя: «Куда пошел? Опять что-нибудь украдешь». Такое поведение воспринимается ребенком как незаслуженное наказание за поступок, который он еще не совершил. Логика проста – если  меня наказывают за то, что я не совершал, значит, я могу это сделать, ведь меня уже за это наказали. Ребенок получает карт-бланш. В результате у нас возникают частые и во многом повторяющиеся случаи воровства.    

Бывает, в этом возрасте ребенок ворует для того, чтобы привлечь к себе внимание. Это очень страшное по своей сути явление, которое говорит о том, что малыш чувствует себя в семье ненужным, нелюбимым и ничейным. В нашем обществе почему-то очень распространено заблуждение: когда ребенок совершает плохой поступок, говорят, «это он так привлекает к себе внимание, меньше обращайте на него внимания». 

Суть этого явления такова: дефицит внимания у ребенка настолько силен, малыш настолько несчастен, что для него негативное внимание родителей предпочтительнее, чем его отсутствие. Понимаете? Хорошими поступками он не может добиться внимания родных, поэтому поступает плохо, и по реакции родителей понимает, что он – не пустое место, что он есть на свете.  

Надо учить пользоваться деньгами

– Бывает, дети собирают мелочь у родителей из карманов, чтобы купить сладости. Как объясняется такой вариант поведения?    

– Это тоже относится к искажению моральных установок и ценностей. Если ребенка не  сильно наказывали, когда он брал чужие вещи, то вот, ему захотелось мороженого, он видит – лежит на буфете денежка, на которую можно купить мороженое, он берет ее и покупает лакомство. Хотя знает, что это плохо, но не настолько, чтобы этого не делать. 

Ребенка необходимо учить пользоваться деньгами,  чтобы он знал их ценность. По сути ведь деньги как таковые детям не нужны. Они – лишь способ получить то, что им хочется. Дети хотят не денег, а мороженое или игрушку. Насколько ценны их желания в денежном эквиваленте – это достаточно размытое понятие для детей. Поэтому они вполне могут взять тысячу рублей, купить мороженое, а сдачу раздать друзьям-подружкам.  

Поэтому нужно, чтобы ребенок учился пользоваться деньгами. Чтобы у него были свои карманные деньги, которыми он может свободно распоряжаться. Тем самым ценность денег для ребенка станет более осязаемой. Когда у него есть на карманные расходы 50 рублей в неделю, он может распланировать их использование до следующей выдачи денег. В противном случае ребенок может взять со стола случайно забытую родителями крупную купюру и накупить гору хлама, потому что просто не знает цену деньгам.

– Надо ли рассказывать детям, как сложно зарабатываются деньги? 

– Мы, конечно, можем об этом говорить, но для ребенка эти слова еще недоступны. Он не зарабатывает денег, а раз так, как он может оценить их ценность? Это просто слова, так же как рассказывать ребенку: «Если будешь  хорошо учиться, то через 20 лет будешь иметь высокооплачиваемую работу». Он не поймет, ведь 20 лет для него – это космическое расстояние. 

– Бывает, дети, принятые в семью, крадут деньги у родителей. Какова природа этого явления? 

– Да, такое отмечается, это следствие депривации. У кого-то из приемных детей искажены морально-нравственные представления, у кого-то это следствие острейшей нехватки внимания, у кого-то это выработавшийся способ получения желаемого. Кричать и впадать в панику, что ребенок – вор, или ошибочно пенять на гены нельзя. Необходимо спокойно разбираться, это корректируется. Естественно, необходима помощь специалиста. 

Воровство как акт инициации

– Почему подростки идут на воровство? 

– В этом возрасте человек способен совершать целенаправленные поступки. Цели, которые ставит ворующий подросток, могут быть абсолютно разными. Самый неблагоприятный вариант – когда ребенок идентифицирует себя с вором. Он так себя видит. Почему? Может быть, его называли воришкой, или сравнивали с вором, или кровные родители имели такую склонность, и он об этом знал. «Если вор крадет, а я – вор, значит, я должен воровать» – так формируется криминальная личность. 

Воровство в этом возрасте может совершаться под действием группы. Подростки очень подвержены влиянию. В некоторых случаях воровство может быть следствием включения в группу как обряд инициации. При этом самоидентификации как вора здесь нет. Подросток знает, что совершает плохой поступок, но ему нужно его совершить, чтобы его приняли группу, в противном случае он станет изгоем. 

Бывает, подросток ворует под давлением группы. Ребенка заставляют красть, и он идет на это из страха наказания. Иногда в этом возрасте подросток идет на воровство для возмещения причиненного ущерба. Например, он считает, что родители к нему плохо относятся, они его не любят, не ценят, недостаточно хорошо одевают, а они обязаны это делать, а раз так, мама с папой причиняют ему ущерб и обязаны возместить его. Например, «я заслужил телефон, а мне его не купили, поэтому я сам возьму то, что мне причитается». Такое поведение ребенка – следствие острого конфликта с родителями. 

– Как быть родителям, если они поймали ребенка на краже? 

– Универсальных решений здесь быть не может. В любом случае необходимо обращаться к психологу, потому что такое поведение говорит о существовании серьезных проблем, с которыми нужно разбираться. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^