Игра в одни ворота

Действия бурятских чиновников могут привести к банкротству «Читаэнергосбыт»
A- A+
Последние события и тенденции на рынке электроэнергетики Бурятии заставляют задуматься о политике властей и конечном итоге происходящего. Итог может быть печален: при нынешней отрешенности госорганов и ведомств, ответственных за энергетику, при постоянном падении платежной дисциплины, при нахальстве крупнейших игроков на рынке уже в скором времени гарантирующий поставщик, отвечающий за сбыт электричества, может исчезнуть из Бурятии.

В поисках крайнего

Такое уже случалось. Правда, обстоятельства были другие. Итоги той истории были печальны. До сих пор отголоски ухода «Бурятэнергосбыта» и прихода на его место МРСК Сибири (хоть и временного) стопорят развитие энергетического комплекса республики.

Начнем издалека. В первой половине нулевых произошла реформа энергетики. Ее целью было вывести с рынка неэффективных производителей электричества, повысить потребление, а значит, и эффективность работы всей системы. В конце концов, снизить тариф.

В итоге же производители остались на рынке, независимо от эффективности работы, рост потребления не состоялся, а тариф только вырос. Зато новая система позволила производителям электричества получать сверхприбыль. А законодательство просто не поспело за ураганными изменениями в энергетике, и догоняет их до сих пор.

Но у потребителей энергии с тех пор сильно упала платежеспособность. И удовлетворять аппетиты генерирующих компаний стало проблематично. К тому же появился еще ворох компаний, которые так или иначе находят способы нажиться на электричестве. Способов множество – отрасль, как уже сказано, законодательно до конца не урегулирована.

Сегодня электроэнергетическая система в Бурятии выглядит так: генератор производит электричество. Гарантирующий поставщик – «Читаэнергосбыт» – покупает это электричество. И продает потребителю. Но чтобы доставить его, он пользуется услугами сетевых компаний, которые заведуют сетями – проводами, подстанциями и прочим оборудованием. К ним можно, например, отнести МРСК Сибири и «Улан-Удэ Энерго».

Генератору, то есть производителю, гарантирующий поставщик должен заплатить сразу и в полном объеме – иначе нельзя, таков закон. Должен он платить и сетевым компаниям за услуги по передаче электричества. Но вот собрать деньги в полном объеме, как мы знаем, выходит не всегда.

То есть, собрав 50 копеек, «Читаэнергосбыт» должен отдать 90 копеек. Где взять разницу? Никого не волнует. Будут ли это кредиты или придется недоплатить сетевым компаниям, чтобы выжить. Спрашивать будут всегда с гарантирующего поставщика.

Палки в колеса

Казалось бы, такие вопросы можно решить. Кто мешает всем участникам рынка, регулирующим ведомствам и правительству Бурятии сесть за стол переговоров, обсудить варианты решения проблемы (а они есть) и совместно работать?

Но у нас этого не происходит. Примеров множество. Чего стоит конфликт с «Улан-Удэ Энерго», который только обостряет ситуацию на рынке. Мы уже не раз писали о том, как в конце ноября 2015 года по тому же адресу, где располагается «Улан-Удэ Энерго», было зарегистрировано некое ООО «Улан-Удэнская Городская Энергосбытовая Компания». Единственным учредителем ее стал представитель «Улан-Удэ Энерго» в судах и, вероятно, штатный юрист компании Баир Гомбоев. То есть связь между сбытовой компанией и сетевой вполне очевидна.

Смысл сбытовой компании в том, чтобы покупать электроэнергию у гарантирующего поставщика, коим сегодня выбрана компания «Читаэнергосбыт», и продавать ее потребителям: как рядовым гражданам, так и организациям. Но такого договора с гарантирующим поставщиком нет, а сбытовая компания разными методами уводит потребителей у «Читаэнергосбыт», чем серьезно осложняет положение на рынке. Ведь потребители, видя, что энергетики конфликтуют между собой, могут начать «экономить» на платежах за электричество, чем роняют платежную дисциплину в Бурятии.

Ничего не вижу…

Другой пример, о котором мы тоже рассказывали, – судебный спор Госстройжилнадзора республики и «Читаэнергосбыт». Ведомство в 2016 году подумало и решило, что с 2014 года гарантирующий поставщик электричества не имел права собирать с населения ОДН. Это должны были делать управляющие компании. Где было ведомство целых два года и почему молчало – непонятно. Возникает вопрос: а не передумают ли чиновники еще через два года? И какова компетентность руководителей ведомства?

Несмотря на протесты и возражения участников рынка, Госстройжилнадзор все же довел дело до конца. И теперь население получит повторные счета за ОДН с весьма немаленькими суммами. А управляющие компании окажутся на грани банкротства.

Конечно, люди, увидев счета за ОДН на десятки тысяч, попросту перестанут платить. И опять энергетики потеряют сотни миллионов рублей за поставленный ресурс. Да еще и окажутся крайними в этой ситуации в глазах жителей.

Ну и, конечно, нельзя забывать и про «матрешки». Компании ЖКХ, которые покупают у гарантирующего поставщика электричество, передают его потребителям, собирают с них деньги, но свои долги перед «Читаэнергосбыт» не оплачивают. А к концу сезона уходят на банкротство, чтобы в следующий раз открыться с теми же учредителями, но под другим названием. Ответственный за систему ЖКХ минстрой Бурятии, видя все это, скромно молчит и не предпринимает никаких серьезных попыток исправить ситуацию.

За последние годы по этой схеме были «утеряны» сотни миллионов рублей. И, опять же, дыра образовывается в бюджете компаний всего энергетического сектора. В итоге потери несет республиканский бюджет, недополучая миллионы рублей налоговых доходов.

Это лишь несколько примеров странных взаимоотношений между участниками электроэнергетического рынка. Но главное, что настораживает, – абсолютно безучастное отношение власти к происходящему. Такое ощущение, что ведомства и госорганы завязали себе глаза и боятся смотреть на то, что происходит.

Кому выгодно банкротство?

А происходит следующее: «Читаэнергосбыт» лезет в кредиты, копит долги, недосчитывается сотен миллионов. Ни одна компания не станет работать в минус. А значит, есть вероятность, что уже в скором времени все вышеописанные действия могут привести к банкротству гарантирующего поставщика.

Чем это чревато? Вспомним историю со скандальным уходом «Бурятэнергосбыт». На его место тогда пришла сетевая компания МРСК Сибири. Правда, ненадолго – всего лишь на год. Закон запрещает сетевой компании дольше находиться в этом статусе. За этот год были накоплены миллиардные долги перед другими сетевыми компаниями. Зато МРСК Сибири, получая прибыль от сбыта электричества и не рассчитываясь с другими участниками рынка, неплохо обогатилась.

Конечно, энергетический комплекс серьезно пострадал от той смены гарантирующего поставщика. И «Читаэнергосбыт» пришлось разгребать последствия этого процесса.

Если эта компания покинет рынок, временный статус снова достанется МРСК Сибири, и к нынешним проблемам прибавятся новые. Зато монополист заработает еще несколько миллиардов. И следующий гарантирующий поставщик столкнется с еще большим ворохом проблем.

То есть банкротство «Читаэнергосбыт» выгодно только МРСК Сибири. Но почему тогда остальные участники и регуляторы рынка молчат?

Власть в стороне

Чтобы исправить ситуацию, во-первых, Бурятии нужен серьезный регулятор. В этой роли должно выступить правительство республики, а точнее, минстранс, курирующий, в том числе, и энергетику. Конечно, собрать всех за одним столом и выработать общие принципы работы, договориться о взаимодействии не так просто. Но это возможно. В случае с энергетикой административное влияние скорее необходимость, чем давление.

Вместо этого ответственные чиновники минтранса и РСТ скидывают с себя ответственность и, прикрываясь словами «спор хозяйствующих субъектов», выбирают политику невмешательства. Между тем федеральные власти открыто призывают местных чиновников уже начать что-то делать. На недавнем совещании у полпреда СФО Сергея Меняйло было решено:

«Рекомендовать органам исполнительной власти… Бурятии принять дополнительные меры по повышению уровня платежной дисциплины участниками оптового и розничного рынка электроэнергии», а именно – «активизировать работу межведомственных комиссий и рабочих групп по урегулированию вопросов погашения задолженности потребителей… привлекать к работе представителей регулирующих и правоохранительных органов, органов прокуратуры».

Проще говоря, правительству Бурятии посоветовали не стоять в сторонке, а начать регулировать отрасль. И рычагов здесь может быть множество. Можно поступить, как в Омской области, где власти пригласили Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИИ Высшей школы экономики. Сегодня многие говорят, что, в первую очередь, нужно провести аудит РСТ и их тарифных решений последних лет.

Или можно поступить, как в Мурманской области, где глава региона дал поручение довести собираемость за поставленную электроэнергию до 100 процентов. Был сделан сводный план из 14 пунктов, были задействованы почти все госорганы. И сегодня уже есть первые результаты этой работы.

В противном случае электроэнергетика Бурятии рискует отправиться на самое дно, откуда вытащить ее будет уже гораздо труднее.

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.