Продаться или погибнуть

Бурятия хочет «отжать» «Аршан» и «Горячинск» у профсоюзов, чтобы их спасти
A- A+
Задолжавшие миллионы по зарплатам и налогам байкальские курорты просят о помощи. В ответ власти предлагают передать предприятие республике. Насколько высоки шансы, что «Байкалкурорт» обновит список собственников, разбирался «Номер один».

Долги и отключения

О том, что на курортах «Аршан» и «Горячинск» уже не первый год продолжаются финансовые трудности, не знает уже только ленивый. В 2015 году принадлежащие «Объединению организаций профсоюзов» через дочерний «Байкалкурорт» оздоровительные предприятия попали в число должников по зарплатам. Ситуация повторилась и в 2016 году. На февраль текущего года работодатели задолжали пятистам сотрудникам курортов «Аршан» и «Горячинск» больше десяти миллионов рублей.

Сумма долгов перед налоговой и фондами составила еще несколько десятков миллионов. 

Кроме долгов собственным сотрудникам и бюджету, выросли и долги за электричество. Из-за этого в конце января объекты были отключены от энергообеспечения за неуплату. 
Руководство курортов поясняет, что сможет покрыть долги в высокий сезон с ростом пациентов. И обращается к правительству с просьбой включить их в перечень социально значимых объектов. Отметим, это запретит отключать курорты от электроэнергии без судебного решения при любых долгах.

В свою очередь, правительство предлагает профсоюзам передать имущество в собственность республики, чтобы спасти их от разорения. Такое предложение, в частности, озвучил во время визита в Прибайкальский район исполняющий обязанности главы Бурятии Алексей Цыденов. Он отметил, что курорты могут присоединиться к туристическому кластеру и оздоравливать туристов, приезжающих в «Байкальскую гавань», когда те появятся.

Каким образом республика хочет получить чужое имущество в собственность (даже частично), пока никто в коридорах власти пояснить не берется. При этом в министерствах не отрицают, что работа в данном направлении идет, поскольку курорты то и дело просят власти о помощи.

Уходят от ответа и собственники курортов. Председатель организации профсоюзов Виктор Колмаков сейчас находится в отпуске, а его заместители от комментариев воздерживаются. Но не отрицают, что предложение передать курорты поступило, и оно обсуждается.

«После селя не дали ни копейки»

На сегодня «Байкалкурорт» включает в себя курорт «Горячинск», круглогодичный детский санаторий «Байкальский бор» и «Аршан», который состоит из двух санаторных корпусов – «Аршан» и «Саяны», а также детского оздоровительного лагеря «Сагаан дали».

Стоимость путевок на курорты варьируется в районе 2 200 рублей в сутки, из них половина цены – плата за лечение, вторая часть – за питание и проживание. 

Оздоровительные процедуры на «Аршане» обходятся несколько дешевле – там нет лечения опорно-двигательной системы. Правда, диетическое четырехразовое питание стоит на «Аршане» 700 рублей в сутки. В «Горячинске» оно обойдется на 200 рублей дешевле.

Ежегодно курорты посещает больше 20 тысяч человек, в прошлом году число пациентов превысило 23 тысячи. Из расчета тысяча взрослых мест на все корпуса – цифры неплохие, если бы каждый из пациентов отдыхал полный санаторный курс в 14 дней. Но это не так – все чаще лечиться и оздоравливаться на курорты Бурятии люди приезжают на три-пять дней, а то и на выходные. Объясняют это сложной финансовой ситуацией.

Как пояснила главврач «Байкалкурорта» Татьяна Сыренова, в низкий сезон заполненность санаториев невысокая, чем и вызваны сезонные долги предприятия.

Детские лагеря, несмотря на круглогодичный расчет, и летом нередко работают в убыток. Количество детей, едущих в эти санатории на оздоровление, постоянно снижается. К тому же, последний контракт с минспорта (занимающимся в Бурятии оздоровлением детей) был подписан по старому тарифу – 13 205 рублей за 20 дней проживания с питанием и лечением. Интересно, что вскоре после подписания для этих целей был утвержден новый тариф – 19 тысяч рублей.

Есть у «Байкалкурорта» договоры и с республиканскими предприятиями, приезжают на оздоровление жители Иркутской области, Якутска и Красноярска. Но финансовое состояние, тем не менее, остается в минусе.

По словам Татьяны Сыреновой, первопричиной всех проблем стал сход селя в Тункинском районе в 2014 году.

– Такая ситуация сложилась после схода селя на Аршане в 2014 году. Ни рубля госпомощи мы не получили. Около 14 миллионов были вынуждены направить на восстановление. Мы хозрасчетная организация – сколько путевок продадим, на то и живем. Затраты на налоги и взносы для нас оказались неподъемными. Мы просили рассрочку по задолженности, но нам говорят, что это невозможно по закону.

Обсуждать состояние жилых корпусов и свежесть капремонтов в «Байкалкурорте» не готовы. Притом что горячинский курорт был построен почти 200 лет назад: понятно, что тема эта – одна из болезненных. 

«Так не доставайся же ты никому!»

Сегодня по путевкам обязательного медицинского страхования жители республики могут полечиться в «Аршане» или «Горячинске» на 7–14 тысяч рублей. Если получат такую путевку от своего врача. Питание, проживание и, естественно, проезд в любом случае им придется оплатить самостоятельно. Такие правила федеральное законодательство установило в 2015 году.

Крупные республиканские предприятия отправляют своих сотрудников на оздоровительное лечение, но местные курорты для них – только одно из десятка предложений работникам по ДМС (добровольное медстрахование). В итоге даже от больших заводов курорты получают в год в лучшем случае несколько десятков пациентов.

Поскольку общая экономическая ситуация оставляет желать лучшего, шансов повысить доходы от основной деятельности в ближайшем будущем у курортов нет. То же можно сказать об обновлении и ремонте корпусов. Денег, чтобы обновить жилые корпуса и повысить стоимость проживания, задолжавшему предприятию взять также неоткуда.  
Единственным жизнеспособным предложением остается вариант поменять организационно-правовую форму и передать часть предприятия правительству. 

Вероятно, в этом случае бюджет не станет самостоятельно вкладывать в курорты деньги, а найдет для них инвесторов. В «Байкалкурорте» этот вариант вызывает опасения – как бы после обновления на частные деньги за бортом санаторного лечения не остались пенсионеры, инвалиды и другие социально незащищенные граждане. 

Второй вопрос, который вслух никто не озвучивает, – как бы не остался за бортом сам «Байкалкурорт», если инвестор найдется, и его вложения будут больше, чем стоимость устаревших активов на целебных источниках. 

Учитывая только эти «за» и «против», очевидно: на стороне собственников – только имущественный комплекс. На стороне потенциальных инвесторов (кем бы они ни были) – долги предприятия, которому при нынешней ситуации рано или поздно грозит банкротство, рост конкуренции, ежегодно ухудшающий положение курортов, и новые возможности в виде денег. Если собственники в очередной раз откажутся делиться с правительством своими возможностями и проблемами, при ухудшении ситуации это может стать их последним отказом.

Елена Буерачная, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.