Тишина в эфире

Оппозиция самоустранилась от выборов главы Бурятии
A- A+
Такое ощущение, что политические элиты просто запамятовали, что этой осенью грядут выборы главы Бурятии. Никакой привычной довыборной грызни, взаимных упреков, критики власти, скандалов и прочих непременных атрибутов кампании. Конечно, можно сослаться на то, что официально предвыборная еще не стартовала. Но прежде это никого не останавливало.

Скандальная копилка

Конечно, главное политическое событие этой осени – выборы главы республики. Если бы Вячеслав Наговицын остался на своем посту, то сейчас СМИ вовсю бурлили бы, описывая скандалы, противостояния местных элит между собой. К выборам готовились давно: Хурал начал дискредитировать правительство (а значит, и главу) еще год назад, причем только наращивая темпы.

В конце года и вовсе случился скандал, каких не было: Народный Хурал отказался принимать отчет по программе социально-экономического развития, представленный экс-зампредом Александром Чепиком. Фактически это был камень в огород Вячеслава Наговицына, брошенный, правда, коряво и неумело.

Потом депутаты одумались и молча одобрили документ. Но слово – не воробей. Это лишь верхушка айсберга – парламентарии почти на каждом заседании старались максимально задеть правительство, обвиняя его во всех возможных грехах.

Готовилась и оппозиция. Коммунисты тщательно собирали, копили все «косяки» главы региона, чтобы в этом году начать выплескивать их на действующую власть. Их выступления в Хурале или на других площадках были весьма категоричны. Аргументов у них было множество. А значит, был реальный шанс набрать высокий процент на выборах главы.

Говоря «коммунисты», мы подразумеваем: Вячеслав Мархаев. Несмотря на то что он сбежал из Бурятии на пост иркутского сенатора, у него были хорошие шансы потягаться за кресло главы. Ведь было что противопоставить Вячеславу Наговицыну. 

Шах и мат

Но Кремль сделал ход конем.  В Бурятию пришел молодой и перспективный в глазах электората управленец, который не отвечает за косяки прежней власти. Больше того, сразу по приезде он начал их активно исправлять.

Оппозиции поставили шах, а возможно и мат. Про Алексея Цыденова им сказать особо нечего. Обвинить не в чем. Тех проколов, которые он успел совершить за несколько месяцев пребывания в Бурятии, явно не хватит, чтобы настроить народ против него.

Но это не объясняет полной тишины, повисшей в медиапространстве Бурятии. Многочисленные описания похождений Алексея Цыденова по Бурятии – не в счет: главы региона пиарятся на протяжении всей карьеры, независимо от наличия выборов.

Один круглый стол по 100 дням Цыденова, организованный блогерами, которых мало кто воспринимает всерьез, с провальной критикой, пара плакатов, посвященных 100-летию Октябрьской революции – вот и вся работа оппозиционных политтехнологов. Маловато, чтобы привлечь протестный электорат на избирательные участки.

Но главное, что настораживает, – молчание Вячеслава Мархаева. Именно он должен был стать главным оппонентом Цыденова на выборах. Бессменный глава бурятских коммунистов, борец за социализм и прочее, и прочее. По сценарию выборов он должен был бы уже вещать на еженедельных митингах о коррупции, доплатах к пенсиях бывших чиновников, провалах республиканского правительства и так далее. Его лицо должно не слезать с плакатов, грозно взирая на пенсионеров сталинским взглядом.

Апатичная оппозиция

Вместо этого – тишина в эфире. Конечно, он недавно, выступая на одном из телеканалов, объявил, что все-таки собирается бороться за место главы региона. Но его действия и наличие информационных поводов говорят об обратном.

Единственное упоминание в прессе за последнее время – недовольное высказывание на заседании Совфеда по поводу муниципального фильтра и низкой явки избирателей.

Впрочем, судя по весьма скромной  информационной кампании коммунистов, они и сами не очень-то радеют за явку на грядущих выборах. Что касается муниципального фильтра, есть вероятность, что Вячеслав Мархаев его не пройдет. И даже не потому, что за него не поставят подписи депутаты Бурятии. Из нынешнего положения вещей на предвыборной арене напрашивается вывод, что главный коммунист Бурятии может просто самоустраниться. То есть отказаться от битвы за кресло главы якобы ввиду ее бессмысленности. Даже несмотря на недавние высказывания.

Сельские страсти

Многие скажут, что Цыденову это на руку. И будут не совсем правы. Если он в честной схватке победит Мархаева, да еще и с большим отрывом, это будет показателем доверия жителей, и его положение будет легитимно не только с официальной точки зрения, но и с человеческой. А шансы выиграть у него немалые.

Если же вместо «злейшего врага» партии власти Алексей Цыденов будет бороться с невнятным техническим кандидатом, которого большинство жителей и в лицо-то не знает, то его будущая политическая позиция будет гораздо более шаткой. И это ему обязательно припомнят через несколько лет, когда эйфория от смены власти пройдет, и жители начнут трезво оценивать его достоинства и недостатки.

Так что действующая власть, скорее всего, еще и будет уговаривать муниципальных депутатов подписаться за Вячеслава Мархаева, чтобы хотя бы создать видимость борьбы.

Конечно, после официального старта перевыборной начнется имитация напряженной борьбы за власть, но о ее напряженности говорит именно нынешнее положение вещей. Никто всерьез не претендует на место главы или даже на хороший процент голосов. Отсюда и полная апатия оппозиции.

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.