Бюджетный парадокс

Чиновники тратят казну на пересадку елей, покупку авто и повышение себе зарплат
A- A+
Пересадка голубых елей, повышение зарплат чиновникам, оплата проигранных судов – такие изменения в бюджет намерены внести городские власти. Видимо, в мэрии выбрали самые важные проблемы, требующие немедленного решения. На фоне нехватки денег даже на обязательные статьи расходов бюджетные решения города выглядят по меньшей мере странно.

Сэкономить не получится

На грядущей сессии горсовета Улан-Удэ будут обсуждаться очередные изменения в бюджет столицы. В распоряжении редакции оказался документ, в котором прописаны основные корректировки. Одно из любопытных изменений – повышение фонда оплаты труда для муниципальных служащих. С 1 августа чиновники начнут получать в среднем на шесть процентов больше. Из казны на эти цели планируют выделить более 11 миллионов рублей.

Примечательно, что тема чиновничьих зарплат поднималась недавно на одном из заседаний горсовета. На вопрос депутатов председатель комитета по финансам мэрии Татьяна Базякина отвечала, что численность чиновников, как минимум, не будет увеличиваться, а зарплата и вовсе будет сокращаться.

– Когда мы принимали бюджет на этот год, мы предусмотрели сокращение расходов на содержание муниципальных органов на пять процентов, – говорила она. – Численность не сокращается, но расходы сокращаются.

То есть изначально при принятии бюджета зарплаты снизили на пять процентов, а сейчас увеличивают на шесть – спрашивается, где логика? В этом году на муниципальных служащих хотели сэкономить более 20 миллионов рублей. Видимо, не получится.

Но, может быть, это повышение оправдано? Может быть, чиновники стали лучше работать, показывать хорошие результаты? Отнюдь. И об этом нам также стало известно из того же документа о бюджетных изменениях.

Казна все стерпит

Например, из бюджета выделяют дополнительно девять миллионов на оплату исполнительных листов. То есть мэрия проиграла ряд исков, и теперь должна тем, кто подал на них в суд.

Это постоянная практика в городской администрации. Мы уже писали о том, как, например, комитет по управлению имуществом Улан-Удэ погряз в судах из-за собственных отказов в предоставлении земельных участков предпринимателям. В большинстве случаев эти отказы признаются незаконными. Решения отменяются, а судебные издержки предпринимателей ложатся на дефицитный городской бюджет. Получается странная ситуация: КУИ отказывает в земле, а расплачиваются за это жители, исправно платящие налоги.

Потому уже не раз поднимался вопрос о персональной ответственности чиновников, подписывающих незаконные решения. Ведь именно из-за неправомерных действий Улан-Удэ платит из бюджета миллионы рублей.

Кроме оплаты исполнительных листов, в том же проекте прописана оплата штрафов, наложенных на комитет по строительству мэрии, – почти 1,4 миллиона. Вероятно, эта цифра была бы меньше, если бы чиновники лично из своего кармана отвечали за незаконные решения, где стоит их подпись.

Пока же действующая система никак не ограничивает председателей комитетов и прочих чиновников. Их слово – закон, а если оно противозаконно, то и спросить не с кого. Бюджет все оплатит.

Без елей – никуда

Но вернемся к высказыванию госпожи Базякиной о моратории на рост численности чиновников. Видимо, и это утверждение не совсем правдиво. В том же бюджетном документе говорится, что в Улан-Удэ будет создана служба озеленения города.

- Сегодня при мэрии действуют комбинат по благоустройству, дирекция парков культуры и отдыха и городское лесничество. То ли все эти службы не справляются с, казалось бы, элементарными обязанностями, то ли в администрации решили, что три службы – хорошо, а четыре – лучше. На это из бюджета собираются потратить 3,7 миллиона рублей, - рассказывает депутат Горсовета, член фракции «Партии Роста» Александр Калашников.

Здесь же – пересадка голубых елей на площади Советов. И это в условиях катастрофического дефицита бюджета, нехватки денег даже на элементарные вещи, необходимые для нормальной жизнедеятельности города, о чем не перестают говорить те же городские чиновники.

Конечно, вдруг Путин приедет – а у нас ели не пересажены. Позор! Видимо, такой тезис и стал решающим при обсуждении бюджетных изменений. К слову, еще два миллиона потратят на валку сухостойных деревьев, стрижку живой изгороди, вырезку порослей у деревьев. Не исключено, что эти обязанности возложат на новую службу. Чтобы хоть как-то оправдать ее создание.

А для того чтобы было на чем выезжать к проблемным деревьям, для службы озеленения закупают автомобили – на это потратят 3,3 миллиона рублей. А чтобы городскому лесничеству не было обидно, ему мэрия подкинет «уазик» за 674 тысячи рублей.

Странные расходы

Есть еще ряд мелких, но не менее странных расходных строк в обновленном бюджете. Одна из них – создание дополнительных 250 мест в дошкольных учреждениях. Странна здесь цифра – 3,5 миллиона рублей. Для сравнения: средний детсад на 200 мест вряд ли обойдется дешевле 200 миллионов рублей. То есть в среднем создание одного места обходится в один миллион рублей.

- Но мэрия пишет не о создании 3,5 мест, а о 250. То ли в городской администрации нашли инновационный наноспособ размещения детей в детсадах, то ли цифра вписана лишь с одной целью – показать видимость работы по выполнению программы создания мест в дошкольных учреждениях, - считает лидер бурятского отделения «Партии Роста» Сергей Иванов.

Еще один момент – дирекция по паркам стала потреблять больше электричества – почти на полмиллиона рублей. Здесь, по всей видимости, сработала известная тенденция. Когда руководитель муниципального учреждения становится депутатом горсовета (или наоборот – депутат становится во главе учреждения), финансирование оного сразу идет в гору.

Кроме того, почти полмиллиона рублей потратят на оргтехнику для структурных подразделений мэрии. Видимо, компьютеры городских начальников перестали «тянуть» новые игрушки. А как еще убивать время между судьбоносными для города решениями вроде создания службы озеленения или повышения зарплат чиновникам?

Примечательно, что под документом стоит подпись той самой Татьяны Базякиной, которая возглавляет комитет по финансам мэрии. Той самой, которая говорила, что расходы на содержание чиновников падают, как и зарплаты. Той самой, которая говорила, что численность чиновников увеличиваться не будет.

Впрочем, вряд ли она виновата в грядущих бюджетных изменениях. Она, скорее всего, работает с тем, что ей дают другие подразделения мэрии. Причем с согласованием у начальства.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.