Если завтра потоп

В Аршане возобновилась жилая застройка в опасных зонах схода горных лавин
A- A+
Три года прошло с того времени, когда в июне 2014 года после продолжительных дождей горный сель привел к разрушительным последствиям в самом крупном курортном поселке Бурятии. Однако выводов из случившегося, похоже, сделали не все.

Сегодня в Аршане внешне мало что напоминает о прошедшей ровно три года назад катастрофе, которая лишь благодаря счастливому везению не привела к большим человеческим жертвам. Курорт полон туристов из многих регионов страны, идет бойкая торговля, поселок активно растет и ввысь, и вширь.

Между тем никто не гарантирует, что события не повторятся в еще больших масштабах. Готово ли население курорта к еще одному наводнению? Напомним, на следующий год после схода лавин были выделены 24 миллиона рублей на углубление русла реки Кынгырга, которая вышла из берегов в ходе наводнения. В результате работ были сформированы защитные линии из крупных каменных глыб, которые, по замыслу проектировщиков, должны в будущем не допустить прорыва воды в центральную часть поселка.

Между тем главная проблема Аршана не в реке, которая худо-бедно имеет глубокое естественное русло и может принять и перенаправить энергию горных дождевых лавин дальше поселка. Самой опасной остается северо-восточная часть Аршана, примыкающая к гигантским горным хребтам, откуда в 2014 году и был нанесен самый сильный удар стихии.

Именно там было разрушено и повреждено подавляющее большинство жилых домов, автомашин и погибла иркутская туристка. Это так называемый Микрорайон, жилмассив, построенный вокруг бывшего здания исправительного учреждения. Там же располагаются детские пансионаты «Сагаан-дали» и «Эдельвейс», которые в ходе наводнения были затоплены до второго этажа.

Картина, которая предстает взорам на этом месте, сюрреалистическая – сель образовал широкую долину из гигантских белых камней, которые срезали деревья на многокилометровом расстоянии. Сформировав «каменную реку», стекающую с гор. Причем рекой принесло в поселок гигантские валуны, способные разрушить практически любое препятствие на своем пути.

В поселке до сих пор видны следы разрушений – расколотые надвое вековые деревья, остатки деревянных хижин, заиленные заборы, которые не были снесены бурлящим потоком воды, грязи и камней. Причем на месте катастрофы снова возникли свежие заборы и даже строятся жилые дома. Это то же самое, что строить дом на вулкане. Однако местные жители не склонны драматизировать ситуацию.

– Такое случается один раз в 50 лет, на наш век хватит, – говорит Баир, местный житель, строящий пристрой к дому. – В других местах надо землю покупать, а здесь она у нас в долгосрочной аренде, будем строиться. 

Таким образом, к известной нашей легкомысленной традиции «авось, пронесет», примешивается и сугубо материальный аспект: на месте катастрофы снова построиться – дешевле. Другой вопрос, что будущее наводнение, которое произойдет в ближайшие годы или десятилетия, наверняка будут иметь более разрушительные последствия в этом месте, поскольку сформировались каналы, по которым сверху будут лететь каменные валуны.

Еще одна причина нового активного строительства на месте схода селя – бизнес. До наводнения дома активно сдавались внаем отдыхающим. И сегодня на этом месте снова стали появляться таблички «сдается». Многие туристы наверняка не знают, в какое место они попали.

Быть может, местным властям стоит выделить для пострадавших другое место для строительства? Оправдан ли столь большой риск, учитывая, что никакие защитные сооружения против подобной массы камней не помогут сдержать энергию горной стихии? Будем надеяться, что здравый смысл все же возобладает. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.