Герой или виновник?

Работники Прибайкальского лесхоза считают, что их директора подставили «черные лесорубы»
A- A+
Коллектив обратился с письмом к и.о. главы Бурятии, в котором просит отменить свое решение и восстановить их директора в должности. Уверены, что указание об увольнении Алексей Цыденов выдал скоропалительно, без разборок и служебных проверок. Утверждают, что глава лесничества ничего не нарушал и имеет репутацию честного человека. На самом ли деле лесник виноват в том, что вовремя не отправил подчиненных тушить пожар, или его просто подставили?

Шокирующее известие

Новость о решении Алексея Цыденова уволить директора Прибайкальского лесничества Владимира Матайса появилась на сайте правительства 26 июня.

– Увольняйте по статье. Сутки не реагировал на сообщения местных жителей о пожаре! Распустили пожар так, что он перешел в верховой. Все документы отправить в прокуратуру, на предмет преступной халатности, – сказал Алексей Самбуевич на планерном совещании в адрес представителя Республиканского агентства лесного хозяйства (РАЛХ).

За пять минут до судьбоносного указания представители РАЛХ накляузничали на директора лесхоза. Рассказали, что он не реагировал на сообщения о сильном пожаре в лесу и допустил увеличение масштабов с 15  до полутора тысяч гектаров. То ли пытались с себя снять ответственность, то ли на самом деле директор был виновен, непонятно. Каждая из сторон придерживается своего мнения.

Фактом остается то, что лесники, находившиеся в то время на пожаре, узнав об увольнении их руководителя, были крайне возмущены решением.

– В голове не укладывалось, как такое могло произойти. Люди, когда узнали, говорят: «Владимир Николаевич, это неправильное решение! Мы все бросаем и уходим с пожара, пусть сами тушат». Но он нашел в себе силы и сказал: «Ребята, это не ваше дело, надо работать», – рассказывают коллеги.

Владимир Николаевич Матайс родился в Брянской области. Там окончил лесотехнический институт, женился. В село Турунтаево  попал по направлению. Здесь и работает по сей день. Вот уже более 30 лет.

– Он мужик хваткий. Его сразу поставили замом начальника Прибайкальского сельского лесхоза. Потом, когда директор ушел на пенсию, его назначили директором, – рассказывают работники.

Подстава от лесорубов?

В Турунтаево было два лесхоза: тот, в котором работал Владимир Матайс, упразднили несколько лет назад. Он и еще несколько работников остались на улице. Кто-то ушел работать к частникам, Владимир Николаевич занялся собственным бизнесом – заготавливал и продавал лес.

– В 2015 году про него вспомнили в Агентстве лесного хозяйства. Дело в том, что на директора второго сохранившегося Прибайкальского лесхоза было заведено несколько уголовных дел по коррупционным статьям. Его уволили, а на его место пригласили Владимира Матайса, – вспоминают коллеги.

С приходом нового директора в организации все изменилось. Со слов лесников, первым делом Владимир Николаевич отремонтировал сломанную технику, привел в соответствие документы, начал производство.

– При лесхозе пилораму открыли. Денег-то не хватает, нам же только на госзадания деньги выделяют, остальное мы сами зарабатываем. Вот и начали лес пилить при лесхозе. Кстати, как он заступил, все начали зарплату получать нормальную и премию ежеквартальную. При предыдущем руководителе мы по пять месяцев зарплату не получали. Видимо, она оседала в чужих карманах, – предполагают рабочие.

Другими словами, директора характеризуют исключительно положительно. Наверное, поэтому работники, узнав об увольнении Владимира Матайса, подумали, что это «подстава» от «черных лесорубов».

– Когда Владимир Матайс возглавил лесхоз, «элита», зарабатывающая на вырубке леса, перестала приходить к нам в организацию. Он никогда не содействовал им. Осмелимся предположить, что часть проверок была инициирована на основании кляуз недовольной «элиты» и теми, кто за определенное вознаграждение помогал им незаконно зарабатывать на лесе. Считаем, что и в этот раз информация была  искажена недоброжелателями для введения в заблуждение руководства республики, – предполагают сотрудники.

Версия лесников

Работники лесхоза выдвигают свою версию произошедшего. Рассказывают, что в тот день телефонный звонок о возможном возгорании в районе Покровки поступил вечером. Люди выехали на указанную территорию, но пожара не обнаружили.

Тогда  директор разделил людей на несколько групп – для более тщательного  обследования местности. Одновременно с этим он мониторил данные базы авиалесоохраны. Дело в том, что в этот же период над территорией проводил осмотр самолет базы авиалесоохраны, который тоже не обнаружил возгорания или задымленности.

– Вообще это зона мониторинга не наземной охраны, а воздушной. То есть не нашей, а авиалесоохраны. Летчик ничего не обнаружил. Сообщение пришло, что в предполагаемом квадрате возгораний нет. У нас есть запись об этом в журнале, – говорит сотрудник Прибайкальского лесхоза.

На всякий случай лесники обошли предполагаемый квадрат и разбрелись по домам. Пожар был обнаружен на рассвете. Лесничий, ночевавший в тот день в сторожке, залез на гору и увидел дым.

– Люди и техника были уже в боевой готовности. В начале седьмого мы уже тушили пожар, – подытоживают коллеги Владимира Матайса.

Все время, пока тушили пожар, директор находился в лесу, координировал действия лесников и сам принимал участие в ликвидации очага.

– Он всегда на пожаре. Где бы ни загорелось, он всегда едет на пожар, чтобы своими глазами все видеть, обладать полной информацией. Вот сейчас, например, на пожаре работает 130 человек, а протяженность очень большая, попробуйте людей правильно распределить! А он может, – заступаются работяги.

Расследованию – быть

Сам герой статьи отказался от комментариев, зато на его защиту вышел коллектив лесничества. В письме, адресованном и.о. главы Бурятии, сотрудники лесхоза просят восстановить директора в должности. Конечно, не нужно забывать и о том, что формально Алексей Цыденов не имеет полномочий увольнять сотрудника Агентства лесного хозяйства, так как эта организация федеральная и ему не подчиняется.

– Приказ об увольнении может выпустить только руководитель РАЛХ, и то на основании служебной проверки, которой, к слову, до сих пор не было. Мы уверены, что при разборе начальство поймет, что вины Владимира Матайса нет, и не станет его увольнять. В противном случае мы готовы обжаловать необоснованное, на наш взгляд, решение, – заявляют заступники.

Официально директор еще не уволен, он числится в штате и продолжает тушить пожар в лесу. Однако в комментариях редакции «Номер один» руководство Агентства лесного хозяйства дает понять, что его в любом случае накажут.

– РАЛХ принял решение о том, чтобы Владимир Матайс оставался на своем месте работы до окончания ликвидации последствий этого крупного пожара, а после этого будем проводить служебное расследование. По результатам будут применяться меры или административного, или служебного, или дисциплинарного характера. Возможно, не только в отношении руководителя Прибайкальского лесхоза, но и других лиц, которые принимали участие либо делали мониторинг по этому пожару, – комментирует руководитель Агентства лесного хозяйства Александр Мартынов.

Обращение работников лесхоза к и.о. главы Бурятии он считает преждевременным. Кстати, Александр Викторович отмечает, что вопросы к директору лесхоза были и ранее, в том числе и по взаимодействию с органами исполнительной власти.

– У них был уже подобный пожар, – коротко отрезал руководитель.

«Пожалуйста, пойдите и потушите»

Зампред правительства Бурятии  Петр Мордовской уверен, что наказать Владимира Матайса нужно не иначе как увольнением. Ведь пожар был обнаружен жителями Прибайкальского района 19 июня, сигналы поступали в течение дня.

– Но директор лесничества, к сожалению, среагировал несвоевременно. Более 12 часов не могли обнаружить пожар! Также была сделана неправильная расстановка сил и средств. В результате чего пожар обнаружили только на утро 20 июня, на площади 15 гектаров. Впоследствии он разошелся до трех тысяч гектаров, – комментирует зампред.

Он утверждает, что постоянно спрашивал у директора, какие силы и средства нужны лесникам для быстрого тушения пожара. Отвечали, что у них всего достаточно. В итоге огонь расползся и перешел в Кабанский район.

–  Нам тоже не нравится увольнять людей. Но как поступить, если в Бурятии сейчас 59 очагов возгорания? Просто уговаривать «пожалуйста, пойдите и потушите» нельзя, – говорит Петр Мордовской.

Не изменил своего мнения о сложившейся ситуации и и.о. главы Бурятии Алексей Цыденов. На своей страничке в соцсетях он написал, что «ничем, кроме как преступной халатностью, действия Матайса назвать нельзя».

«Конечно, сейчас Матайс В.Н. с пожаром героически борется, после того как на утро 20 июня получил от Петра Мордовского «командный пинок». Зачем такой директор?! Какой бы опытный он ни был, но если он не работает, то лучше пусть молодой, неопытный специалист работает, который по первому звонку бежит и реагирует», – написал и.о. главы.

К слову, об опытности Владимира Матайса: почти тридцать лет он отработал в лесхозе. За это время получил множество наград и грамот, самая дорогая из которых – звание заслуженного лесовода России. Это почетная государственная награда, которую не выдают абы кому.

– Если таких работников убирать из лесного хозяйства, что будет? И так все развалили, до ручки довели. Нет специалистов, чтобы пожар тушить, всех разогнали, посокращали. Что будет, если последних профессионалов разгонят? – восклицают коллеги Владимира Николаевича.

Насколько объективны будут результаты обещанного служебного расследования, сказать сложно. Слишком много слов было сказано во всеуслышание. Доказательства обратного могут серьезно навредить репутации высоких чиновников. И все же коллектив лесхоза надеется на честное разбирательство и готов понести наказание, но только за то, в чем они действительно виновны.  

Елена Темникова, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.