24.07.2017
Как найти себя и выбрать профессию по душе?

Вопрос – какую профессию выбрать – хотя бы раз в жизни встает перед каждым человеком. Многие согласятся, что выбор специальности – дело нелегкое, ведь заранее определиться, к чему будет лежать душа, очень сложно. Перед поступлением в вузы многие выпускники школ не знают, кем стать, и это вполне естественно. «Кризис профессионального выбора – это нормальное явление. Не нужно впадать в панику, если ребенок в 16–18 лет не знает, кем хочет стать. Мир настолько усложнился, что подросток в этом возрасте еще не может сделать осознанный выбор», – утверждает психолог Игорь Бадиев.

«Скажите, кем мне быть?»

– Игорь Валерьевич, вовсю идет вступительная пора, абитуриенты штурмуют учебные заведения. Как не ошибиться с выбором профессии? 

– Вопрос, куда поступать и кем быть – это один из самых главных, судьбоносных вопросов в жизни человека в определенном возрасте. Скажу больше: даже многие взрослые люди не знают, кем они хотят быть. Они годами ищут и ищут себя. Дело в том, что социально-экономические отношения в современном обществе постоянно усложняются, с каждым годом появляются все новые и новые профессии, а мы все по советской привычке считаем, что у нас есть только определенный перечень профессий, на которые мы можем выучиться. 

Существует ошибочное мнение, что человек рожден для какой-то одной профессии. Очень часто запрос к психологу заключается в следующем: «Скажите, кем мне быть, какая конкретно профессия мне подходит?». Такой вопрос предполагает, что, дескать, у меня есть некие скрытые способности, о которых я не знаю и которые позволят мне выполнять какую-то работу, получать за нее много денег и быть этим довольным. 

Доходит до очень серьезных моментов, когда родители или педагоги решают, что их ребенок будет, например, юристом и начинают развивать его в этой области. Хуже, когда взрослые начинают ориентироваться на результат какого-нибудь тестирования, которое показало, что, дескать, у ребенка склонность к некой деятельности. И все тут же забывают обо всех остальных направлениях и начинают работать и развивать его только в одном русле. Нужно понимать, что такой подход в корне неверен. 

Задача профориентации заключается в том, чтобы дать человеку как можно больше информации о существующих профессиях, чтобы ребенок сам осознал собственные профессиональные желания и интересы, то, чем он хочет заниматься, какими способностями для этой профессии он обладает, а какие способности ему еще нужно развить. 

Шок от профессии

Еще один важный момент. Многие считают, что способности даны нам свыше. Но человек не рождается со способностями, он появляется на свет с задатком, зачаточной способностью. Например, человек родился с длинными ногами, можем ли мы говорить, что он родился со способностью легкоатлета? Нет. Если он будет бегать, то разовьет в себе эту способность. Если не разовьет, то этот задаток так и останется задатком. Все способности развиваются в деятельности. Это касается, в первую очередь, профессиональной деятельности. Поэтому, когда человек осознает, чем он хочет заниматься, понимает, как устроен мир профессий и знает, какие способности ему необходимо развить, он может успешно реализоваться в этой профессии, развивая себя.  

Но это возможно лишь тогда, когда человек ориентируется в мире профессий. Классический пример – у нас все хотят быть юристами. А чем занимается юрист? Какова его ежедневная работа? В голове всплывают образы из кинофильмов: вот адвокат встает в суде с пламенной речью перед присяжными и выигрывает процесс. Но ведь по своей сути профессия юриста – это кропотливая работа с бумагами. И для студента, который впервые попадает на юридическую практику, реальность оказывается шоком. 

Он представлял одно, а увидел другое и уже не хочет заниматься юриспруденцией. Это печальный результат того, что он плохо ориентируется в профессиях. Будучи абитуриентом, молодой человек считал, что ему нужно быть юристом, потому что он умеет убеждать людей. А на деле получилось, что для этой профессии требуются совершенно другие способности. 

И бухгалтер, и оперный певец

– В представлении многих профориентация – это тестирование, которое проводится в школе. Насколько оно помогает ребенку определиться с профессией? 

– Такое несколько искаженное представление о профориентации очень сильно вредит и школьникам, и будущим студентам. Создается иллюзия, что мне подходит какая-то одна профессия, и я должен обучаться ей. На самом деле нет. Суть профориентации в том, чтобы показать человеку, что он способен заниматься и работать практически в любых областях жизни, и весь вопрос заключается в том, что ему нравится делать, а не то, что он может делать. Если у ребенка есть желание и интерес, то он способен развить у себя необходимые для желаемой профессии навыки и способности.  

– Значит, не все так однозначно?

– Абсолютно нет. Человек должен быть свободен, мы не имеем права ограничивать его, говоря – «ты можешь работать бухгалтером, а вот оперным певцом – нет». Если человек захочет, то он может работать и бухгалтером, и оперным певцом. 

– Получается, школьные тесты по профориентации – это филькина грамота?

– Те тесты, которые проводятся в школе, должны проводиться профессионалами, которые правильно интерпретируют полученные результаты. Непрофессионал, видя результаты Васи, сделает вывод: у мальчика склонность к сфере деятельности типа «человек-человек», поэтому он должен работать в гуманитарной сфере с людьми (быть врачом, учителем, полицейским) и не лезть в технические профессии. На самом деле результаты Васи говорят о том, что у него проявляется интерес к сфере деятельности «человек-человек», этот интерес у него более выражен, вот и все, что мы узнали из теста. Вася может вполне успешно реализоваться в профессиях, связанных с техникой.

Главное, чтобы человек подошел к выбору профессии осознанно. И в этом плане нужно сказать, что наша система образования этому не способствует. У нас человек, окончивший школу в 16–18 лет, уже обязан точно решить, кем он будет по профессии.  Однако реальность говорит, что в этом возрасте человек все еще ребенок, и он не может осознанно подойти к этому судьбоносному выбору – по той простой причине, что мир стал намного сложнее по сравнению с 80-ми годами XX века. Ребенок просто не способен познать сложность всех социальных ролей и отношений, для этого ему еще нужно какое-то время. 

Кризис в выборе профессии – норма

– Получается, у выпускников нет выбора?

– Да, человек фактически лишен выбора. Забавно, что введение профильности обучения в школах вводилось для того, чтобы у человека появился выбор, в какой области он хочет развиваться, а фактически лишило его этого выбора. Хотели одно – получили прямо противоположное. Поэтому в этом плане мне очень импонирует Болонская система образования, к которой мы пытаемся прийти. Это уровневая система, где на каждой ступени можно менять траекторию получения образования. 

– Главный плюс этой системы – наличие у человека времени, чтобы осознать свои желания?

– Да. Когда у нас человек в 21–22 года оканчивает вуз, считается, что он выходит специалистом, а  по сути он еще не знает, кем в действительности хочет заниматься и что делать с полученным дипломом. Осознание того, что ему по душе, приходит несколько позднее.

Нужно понимать, что к профессиональному выбору нужно подходить, во-первых, осознанно, а во-вторых, профессиональный выбор не должен ограничивать человека. Если я выбрал одно направление, это не значит, что я не могу его поменять и должен следовать ему всю свою жизнь. Помните, человек тем более адаптивен, чем более широк круг его интересов. 

– Кто может помочь ребенку разобраться, чем он хочет заниматься на самом деле?

– Поможет психолог. Главное, не нужно бояться или впадать в панику из-за того, что ребенок не может определиться с профессией. Кризис профессионального выбора – это нормальное, закономерное явление. Без этого кризиса невозможен сам выбор. Больше опасений возникает тогда, когда этого кризиса нет, и человек с детства точно знает, что он будет бухгалтером.  

– Почему это пугает? Возможно, это решение целеустремленного человека? 

– Нет, просто у него еще недостаточно знаний для того, чтобы сделать осознанный выбор профессии. У него недостаточно жизненного опыта для выбора.

– Кстати, часто выбор будущей профессии за ребенка делают родители. 

– Да. Когда в решение этого серьезного вопроса включаются мама с папой, у них, как правило, во главе угла стоит утилитарный интерес. Они выбирают для своего ребенка престижную, высокооплачиваемую профессию. Естественно, такой подход не способствует нормальному профессиональному самоопределению ребенка, в итоге он получает ненужное образование, впустую тратит годы своей жизни, сотни тысяч и в итоге уходит в совершенно другую область, вспоминая годы учебы как страшный сон. Нужно понимать, что выбор профессии должен сделать никто иной, а только сам ребенок. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^