19.07.2017
Как водители автобусов зарабатывают на безопасности пассажиров

В Бурятии впервые к уголовной ответственности привлечен водитель автобуса, который оказывал пассажирам услуги, не отвечающие требованиям безопасности. За дополнительные кресла в салоне, незакрепленное запасное колесо и отсутствие подголовников 44-летний владелец микроавтобуса получил 20 тысяч штрафа и был вынужден вновь регистрировать свою машину в ГИБДД.

Нарушения по безопасности

Первое в республике уголовное дело на маршрутчика было возбуждено Следственным комитетом в конце июня. Основанием для него стали многочисленные технические неисправности маршрутного автобуса, которые его владелец не захотел вовремя устранить. А нарушения были серьезные. 

Неисправности в салоне микроавтобуса Toyota Hiace, курсирующего по маршруту №33, были выявлены сотрудниками ГИБДД еще в марте. При осмотре оказалось, что в салон автобуса внесены изменения без разрешения ГИБДД – установлено газобаллонное оборудование, а в задней части салона кустарным образом были приварены сиденья от «Истаны». Из-за этого пассажиры не могли свободно пройти к аварийному выходу, да и сами кресла могли оторваться при дорожном происшествии.

Также в салоне располагалось незакрепленное запасное колесо, которое в случае резкого торможения или столкновения могло причинить вред пассажирам. Помимо этого ряд кресел не был снабжен подголовниками. 

В итоге маршрутчик был привлечен к административной ответственности, ему было выдано требование о прекращении эксплуатации автобуса до устранения нарушений. Но водитель пожалел денег на переоборудование и рискнул выехать на линию. Спустя несколько дней его автобус вновь был остановлен инспекторами ГИБДД. На этот раз за букет технических неисправностей последовала уголовная ответственность.  

– Водитель объяснил следователю, что купил автомобиль уже в переоборудованном состоянии. И заявил, что ему было некогда устранять нарушения, на которые ему указали сотрудники ГИБДД, – сообщает Иван Белокопытов, руководитель СО по Железнодорожному району СУ СК РФ по РБ.  

Диагностика для галочки

На суде маршрутчик полностью признал свою вину в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Учитывая его тяжелое материальное положение и наличие на иждивении детей, Железнодорожный суд назначил обвиняемому меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 20 000 рублей.

– В отношении станции техосмотра, которая проверяла автобус виновного, мы внесли представление, ведь водитель проходил техосмотр автомобиля формально. В диагностической карте на автобус, например, было указано, что нарушений нет, к аварийным выходам имеется свободный доступ, которого на деле не было, – сообщает Иван Белокопытов.   

Если бы на этой контрольно-диагностической ступени машину проверили как надо, а не для галочки, маршрутчик избежал бы не только следствия и суда, но и хлопот по повторной регистрации автомобиля. Ведь по закону, в случае если водитель не устранит недоделки в срок, регистрация транспортного средства автоматически аннулируется. И нарушителю вновь приходится регистрировать автомобиль – менять свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства, платить госпошлину и получить новые госномера. 

В погоне за длинным рублем

К сожалению, таких маршрутчиков, рискующих жизнями пассажиров, немало. Число тех, кто в погоне за заработком выходит на линию с серьезными техническими нарушениями, год от года становится все больше. Переоборудовать «неправильную» машину, которая кормит семью, да еще и находится в кредите, невыгодно. 

– Я недавно купил свою машину, она уже была с приваренными сиденьями, и что мне теперь делать? Если ставить на ремонт, я потеряю не только ежедневный заработок, но еще и потрачусь. А у меня двое детей, их нужно в школу собрать, одеть-обуть. И кому эти дополнительные кресла мешают? Пассажиры только рады, что стоя не поедут, – делится своими соображениями Олег, водитель улан-удэнского микроавтобуса.    

В республиканской ГИБДД предупреждают: все, кто пренебрегает требованиями закона, рано или поздно понесут за это ответственность. Ежедневно на дорогах города сотрудники ГАИ проводят рейды по пассажирским перевозкам по всем маршрутам. 

– Основные нарушения – это перекомпановка пассажирских мест в салоне, установка дополнительных пассажирских кресел в местах, где они не предусмотрены. Кустарные кресла запрещены, это существенно влияет на безопасность движения, ведь, как показывает практика, при ДТП они отрываются от пола. Кресла должны быть заводские, а их модель – соответствовать транспортному средству, – рассказывает Сергей Чишевский, начальник отдела по техническому надзору ГИБДД по городу Улан-Удэ. 

Часто встречается еще одно нарушение – изношенные протекторы шин. Бывает, они сбиты до основания, имеют пробои и порезы, обнажающие корд. Кроме этого водители маршрутных автобусов очень любят отгораживаться от мира шторками или затемняющей пленкой, наклеенной на лобовое стекло. Согласно ГОСТу такая пленка допускается, однако шириной в 14 сантиметров, а не в 30 и более, как используют улан-удэнские водители. 

– В память врезалось ДТП, которое произошло несколько лет назад. 1 сентября, в День знаний,  водитель ЛиАЗа совершил наезд на ребенка. При выяснении обстоятельств оказалось, что у водителя автобуса был ограничен обзор – снизу на лобовом стекле имелись разные рекламные наклейки. Когда ребенок обходил автобус спереди, водитель из-за этих затемнений не увидел ребенка и совершил наезд, – делится Сергей Чишевский.    

Газобаллонное оборудование, которое так полюбилось нашим маршрутчикам, часто оказывается не сертифицированным и устанавливается владельцами автобусов без соответствующих документов.  Правда, в последнее время водители стали относиться к этому вопросу более щепетильно, осознав, что они рискуют жизнями пассажиров. 

Любовь Ульянова, «Номер один». 
^