30.07.2017
«Бурятский Индиана Джонс» расшифровал руны на старинном камне

Улан-удэнец Дмитрий Багадаев расшифровал надписи на камне, который переходил из поколения в поколение в его семье. Древний камень является реликвией рода. На нем сделаны загадочные надписи в виде рун. Раньше никто не занимался исследованием артефакта – предыдущие поколения просто хранили его. Но нынешний хозяин камня решил разобраться, о чем говорят таинственные знаки. 

Загадочный камень предков

Камень перешел к своему нынешнему хранителю – улан-удэнцу Дмитрию Багадаеву – от его деда. Его звали Обоха (Прокопий). Артефакт, часть надписей на котором сейчас расшифрованы, – из Осинского района (ныне Усть-Ордынский бурятский округ) Иркутской области.

«Родился дед в 1885 году в улусе Наймангут, где прожил всю жизнь. Деда в селе уважали. Когда село попало в зону затопления Братского водохранилища, его вместе с другими переселили. После перемещения объединенные села назвали Бильчир. В беседах со мной дед нередко говорил о камне», – рассказывает Дмитрий Багадаев.

Древний камень передавался из поколения в поколение.

«Где-то в начале ХХ века был передан моему деду Обохе. Хранился на чердаке вместе с семью шкурками колонка. Цифра семь, видимо, была для предков магической, сакральной. Думаю, она напрямую связана с семью звездами Большой Медведицы», – говорит хранитель.

В конце лета 1966 года старики организовали молебен близ горы Анзали. Молодой Дима Багадаев удивился – туда не ездили молиться.

Сейчас стало понятно, что это был прощальный обряд. Тогда везде воцарился  атеизм, комсомол, партия и старики поехали туда одни. Чтобы не навредить молодым судьбам, на религиозное мероприятие никого больше не взяли. 

«Именно тогда они сожгли шкурки колонка и спрятали камень. Потом дед сказал, что, сжигая шкурки во время молитвы, они кого-то проводили. Я не стал вдаваться в подробности – мне тогда было всего 16 лет… В улусе было поверье – кто найдет камень в лесу, тот будет счастливым, разбогатеет и т. д. Но никто не знал, где спрятали камень», – вспоминает наш собеседник.

Прошли десятилетия… И вот в 2013 году Дмитрий Багадаев был на своей малой родине в Осинском районе. Вместе с родственниками он собирал  дикую землянику. 

«Когда шел вверх по логу Хаара Ялга, обратил внимание на плиту. Она была похожа на камень деда Обохи. Самое странное, что такой же камень мне приснился накануне. На нем были какие-то рисунки. 

Там были отдыхающие из Иркутска, мне было неудобно забирать камень при них. Я решил, что за сутки ничего не случится. Но назавтра приехал и увидел, что камень был разбит отдыхающими. Я сильно ругал себя за свою стеснительность», – вспоминает улан-удэнец. 

Осколки были тщательно собраны и увезены. Один из них Багадаев сегодня и исследует – он небольшой, и надписи на нем удобно изучать. Остальные фрагменты спрятаны в укромном месте. До лучших времен.

В Улан-Удэ хранится прото-Евангелие?

Чтобы разгадать тайну надписей, улан-удэнец начал обращаться к ученым, различным энтузиастам. К растолкованию знаков, похожих на иероглифы, привлекались даже студенты из Китая. Главный вклад в понимание надписи внес научный консультант АНО «Сибирская академия целостного развития человека «АкадемТорум» Роман Лебедев. Он расшифровал одну из надписей.

«Я видел только три знака. Роман Лебедев увидел еще четвертый. Направление чтения – слева направо», – рассказал «Номер один» Дмитрий Багадаев.

Лебедев сообщил владельцу артефакта, что в процессе расшифровки некоторых знаков на «Небесном камне» была использована прагерманская (в основе гуннская, прото-тюркско-монгольская) трактовка. 

Вывод научного консультанта состоял в том, что на бурятском камне, скорее всего, записано первоначальное «прото-Евангелие».

Символы смерти и подземного царства

Первая руна сложная, состоит из трех частей – «пещера, земля» и Odun Tengri («Отец небес»). 

Смысл послания был расшифрован так: «Отец Небес вошел, спустился на землю» (пещеру).  

Другой знак – символ бычьих рогов – переведен как образ врат смерти или подземного царства. Пещеры, ведущей вглубь Земли или в обиталище богини Земли. 

«В эддической «Песни о Гудрун» эта руна характеризуется как «зев врат» или как «звериная пасть». В Эдде эти «врата смерти» упоминаются неоднократно. И там был распят кто-то на древе жизни, на горе», – отмечает Роман Лебедев со ссылкой на известных ученых-исследователей. 

Следующую руну Лебедев трактует как «копье» и «пронзенный копьем Сын Божий, с опущенными руками». Завершающие – третий и четвертый – знаки рунической фразы он расшифровывает как «Спаситель свыше» и «Сын Божий с поднятыми к небу руками. Вновь рожденный, воскресший Сын Божий».

Некоторые бурятские ученые готовы поверить в такое предположение. 

«Потрясающе! Это может быть прото-Евангелие. А ведь вполне возможно. Охотно верю, поскольку дед постоянно повторял: «Исхры» – Иисус Христос, видимо, и другие малопонятные слова. Если это подтвердится, то они приобретают некоторый смысл, подтверждающий трактовку Романа Лебедева», – пишет один из них. 

Послание – о реинкарнации

Дмитрий Багадаев высоко оценивает труд консультанта, но не во всем согласен с трактовкой рун и переводом фразы с камня в  «прото-евангелическом» ключе. 

«Например, с расшифровкой второго знака я не согласен. Здесь, скорее, должно быть имя. Оно не расшифровано», – считает улан-удэнец.

По мнению Дмитрия Багадаева, возможно, люди пытаются «подогнать» руны под известные в научном мире символы. 

Третий знак, по мнению Багадаева, означает спуск сверху. Но на землю спускается не Бог, не Сын Божий, а обычный человек, чье имя зашифровано во второй руне. Его душа спустится на землю. 

Последний иероглиф наш собеседник описывает как «священный олень». 

«Я трактую эту запись таким образом – «Древо жизни твое закатилось, и ты ушел обратно в пещеру. Душа поднялась на небеса. Но ты спустишься (вернешься, воскреснешь), как священный олень», – говорит улан-удэнец.

Однако даже тот факт, что записи на камне, возраст которого составляет более двух тысяч лет, сегодня хотя бы частично расшифрованы, уже можно назвать научной сенсацией. 

Петр Санжиев, «Номер один». 
^