31.07.2017
Как легко и быстро стать успешным человеком?

Встречая успешного человека, который успевает и деньги зарабатывать, и заниматься творчеством, и проводить время с семьей, многих посещает мысль: «Да он просто везучий человек!». Ответ на вопрос, почему один постоянно достигает высот, а другой сталкивается с неудачами, прост – «везунчик» умеет правильно ставить цели. «Удача здесь ни при чем. Неверные цели делают нашу деятельность хаотичной, в результате мечты так и остаются эфемерным облаком, а мечтатель начинает считать себя неудачником», – констатирует психолог Игорь Бадиев.

Мотив – двигатель жизни

– Игорь Валерьевич, как с психологической точки зрения объясняется феномен успеха? Что делает человека удачливым или неудачливым?  

– Все люди разные, и когда мы наблюдаем за окружающими, видим: одни люди целеустремленные и у них все получается, они достигают больших успехов. Другие плывут по течению, куда кривая вынесет. Есть люди, которые вроде как и хотят что-то делать, а успеха не достигают. А есть, наоборот, люди вроде ничего и не хотят, но взялись за какое-то дело, и у них все получилось. 

Мы говорим – «повезло». Давайте разберемся, что делает человека «везучим». Что вообще заставляет нас что-то делать? Любая деятельность человека имеет структуру, определяющую роль в ней играют два компонента – мотив и цель. Цель – это то, что я хочу получить, представление о конечном результате деятельности. Мотив – то, зачем мне это надо, для чего я хочу это получить. Собственно говоря, мотив является двигателем человеческой активности, то, что заставляет его что-то делать, двигаться вперед. 

Цель – это то, что впереди, а мотив – то, что нас толкает к цели. Для успеха любой деятельности очень важна согласованность мотива и цели, степень их осознанности. Классический пример – человек хочет чего-то, но сам не знает чего. Периодически каждый человек пребывал в подобном состоянии. Вот лежишь ты на диване, весь издергаешься, каналы щелкаешь и думаешь, чего же не хватает, но так и не приходишь к результату, в итоге так весь день на диване и проваляешься. 

Что это за состояние? У человека возникла какая-то потребность, но она человеком не осознается, он не знает, что ему нужно. Из-за этого потребность в мотив не превращается, поэтому не может выступать активным компонентом деятельности. Здесь очень важно, чтобы потребность стала осознанной, чтобы она превратилась в мотив.

Правильно ставьте цель

Этот мотив очень тесно связан с целью – представлением о конечном результате деятельности. Например, я хочу «седьмой» айфон. Что это – мотив или цель? В данном случае очень сложный вопрос. 

– Почему? 

– Если я хочу айфон, чтобы показаться успешным, богатым и крутым, то это желание – получить высокий социальный статус – является нашим мотивом. Это то, что заставляет нас что-то делать. А сама покупка айфона является целью. В нашем представлении: если я купил айфон – значит, я успешный человек. В своей голове я построил неверную логическую цепочку: я считаю, что тот человек, у которого есть дорогой телефон, он успешен. Но, как правило, успешный человек – не тот, у кого есть айфон, а тот, кто может позволить себе купить его. Мы видим, что мотив и цель не согласованы друг с другом. Здесь перепутаны причина и следствие. Понятно, да? 

– Чем может обернуться эта несогласованность цели и мотива? 

– Она оборачивается тем, что наша деятельность становится достаточно хаотичной и нецеленаправленной. Она оказывается направленной не на удовлетворение той потребности, которая породила наш мотив, а на абсолютно другие вещи. И даже когда мы купим этот айфон, наша потребность удовлетворена не будет. Почему? От того, что мы купили его в  кредит на пять лет, мы не стали успешнее и престижнее. Наша потребность оказалась не удовлетворена. 

– Потребность остается и как-то влияет на человека?

– Да, она продолжает нас к чему-то двигать, мотивировать. А так как мы привыкли ставить цели, перепутав причину и следствие, мы начинаем ориентироваться на вещи, которые, опять-таки, не согласованы с нашими потребностями. Например, дальше мы захотим взять машину или вещи, которые также являются внешним атрибутом престижа и успешности.

Это классический пример неправильно поставленных целей. У нас есть активность, желание, но оттого, что мы ставим неверные цели, наша деятельность не делает нас успешными. Она не приносит нам удовлетворения, она, наоборот, все больше и больше вгоняет нас в состояние фрустрации и неуспеха, ведь денег у человека, который гонится за престижем, все меньше и меньше.

Найти правильный вектор

Именно поэтому очень важно научиться осознавать те мотивы, которые нас двигают, и правильно ставить цели в соответствии с нашими мотивами. 

– А что если человек действительно просто хочет этот «седьмой» айфон?

– Вопрос в том, хочет ли он дорогостоящий телефон. Вопрос в том, чего он хочет на самом деле. А хочет он быть богатым или, по крайней мере, быть небедным человеком. Если он осознает, что он хочет именно этого, то цель направлена на правильный вектор. 

Но проблема заключается в том, что цель стать состоятельным – нечто эфемерное и абстрактное, а цель в виде айфона – конкретна и осязаема, она достижима. Именно поэтому человек сворачивает на вектор айфона – ему так легче. 

Итак, во-первых, цель должна быть связана с нашим мотивом, должна удовлетворять потребности. Во-вторых, нужно ставить конкретные цели.  

– Значит, в нашем примере мы должны ставить целью не состоятельность, а что?

– Быть обеспеченным человеком – это не конкретная цель. Что такое состоятельность? Для кого-то десять тысяч – состояние, а для кого-то сто тысяч – копейки. Поэтому нам нужно поставить конкретную цель. Например, мне необходим постоянный источник дохода. 

Но наша цель должна быть не только конкретной, она должна быть измеримой. В нашем примере состоятельность должна измеряться суммой дохода. Но ведь я могу поставить себе цель в пять миллионов в день, зарабатывая десять тысяч в месяц, по итогу моя миллионная цель будет недостижимой. Понятно, что мы такую цель не достигнем. 

Поэтому третье условие, которое предъявляется к постановке целей, – это ее достижимость. Цель должна быть реальной, адекватной тем возможностям, которые у меня есть. Так моя цель превращается из эфемерной мечты о состоятельности в конкретную, измеримую, достижимую цель – «я хочу увеличить свой доход в два раза».  

И следующее условие – ограниченность во времени. Например, я хочу увеличить свой доход вдвое, но когда-нибудь, может быть, начну над этим работать в понедельник. Такое размытое формулирование цели создает условие для ее недостижения. Такой цели мы никогда не достигнем, потому что она расплылась во времени. Мы эту цель будем постоянно откладывать на завтра. Если мы поставим рамки для достижения цели – увеличить свой доход в два раза, например за год, то это реально. Кроме того, эта цель должна быть также значимой для меня, я должен очень хотеть ее достичь.

И вот по итогу у нас появляется конкретная, измеримая, значимая, достижимая и ограниченная по времени цель, которую мы можем достичь. 

Как рождаются неудачники?

– Из нашего разговора мы можем сделать вывод, что те люди, которые легко достигают успеха, на самом деле не везунчики, они просто знают, как достигать цели? 

– Да, они просто правильно ставят цели. А когда у меня есть верная цель, я могу выстроить план ее достижения: какие этапы пройти, какие задачи выполнить, какими средствами прийти к цели. И вот вместо мечты о состоятельности «я хочу быть богатым и успешным человеком» у меня появляется конкретный план действий, следуя которому, я могу стать тем, кем хочу. 

– Эти критерии универсальны для всего разнообразия наших целей – от простейших до глобальных?

– Вообще, эта технология была разработана для бизнеса, это так называемая технология Smart. Она получила свое применение в бизнесе, управлении и планировании. Однако эту технологию можно применять и в обыденной жизни. Это ведь привычка. Нужно просто привыкнуть ставить цели именно так. 

Чем отличаются мечтатели от деловых людей, которые реально чего-то достигают? У мечтателя цель эфемерная – он не может ни измерить, ни пощупать ее и, соответственно, не может достичь. А ведь от того, как мы достигаем наших целей, зависит наше психологическое благополучие, это наша самооценка. Считаю ли я себя неудачником или человеком, у которого получится все, за что бы я ни взялся? Если ничего не получается от раза к разу, я начинаю считать себя невезучим. Но это вопрос не неудачи, а вопрос того, правильно ли я ставлю цели. 

Кстати, в центре психологии БГУ мы проводим тренинги для организаций и личностные тренинги по целеполаганию, по постановке профессиональных и личных целей. 
  
Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^