25.01.2017
Нечистые на руку пиарщики готовятся к выборам главы Бурятии

Ни одни выборы, даже самого мелкого уровня, не проходят без скандалов. Иногда обходится «малой кровью», иногда шлейф черного пиара расходится так далеко, что достает до Москвы. Прошедшие в Бурятии выборы в Госдуму красноречиво показали, что «есть еще порох в пороховницах» черных политтехнологов. Грядущие выборы главы республики тоже обещают быть жаркими, учитывая, что провокации происходят уже сегодня.

«Черное» и «белое»

Цели политтехнологов, будь то местные специалисты или приглашенные, могут различаться в зависимости от того, какие шансы на победу у клиента. Если высокие – в ход идут «белые» методы. Электорату подробно рассказывают о заслугах кандидата, о программе, о личных качествах и прочем.

Если шансы невелики, то в ход идут «черные» технологии. Перед сентябрьским голосованием прошлого года неизвестные замазывали черной краской плакаты фаворитов, избивали бабушек прямо в предвыборных штабах конкурентов, вытаскивали на свет божий самые неприглядные факты о кандидатах, часто попросту выдуманные.

Такая схема работы пиарщиков существует уже давно и применяется не только по всей России, но и в мире. Бороться с ней непросто, и в Бурятии в этом плане особых успехов нет. Поэтому можно предположить, что грядущие выборы главы республики будут не менее насыщены подобными грязными технологиями. Впрочем, отдельные проявления этой стороны предвыборного пиара уже дают о себе знать.

Атаки, направленные на очернение действующей власти, скорее всего, станут главным козырем оппозиции. Ведь у ее представителей шансов на честную победу практически нет. Поэтому черные политтехнологи будут всеми силами дискредитировать конкурентов, пытаясь максимально раздуть протестный электорат, который пойдет голосовать за кого угодно, только не за фаворита.

Грязное белье

Кресло главы Бурятии – лакомый кусочек для многих известных политиков. Поэтому стоит предположить, что в ход пойдут и провокационные листовки, и митинги с пикетами, и ночные телефонные звонки избирателям, и раздача от имени соперников некачественных продуктовых подарков. Это только малая часть уготованных нам сюрпризов. Впрочем, одна из главных карт, которую постараются разыграть нечистые на руку пиарщики, – это личная жизнь соперника.

Так называемый «компромат», который уже начинает сочиться из разных, как правило, малоизвестных источников, чаще всего просто выдумывается креативными политтехнологами. Времени разбираться с клеветниками перед выборами нет, да и найти концы в таких случаях бывает непросто.

Некие подозрительные интернет-ресурсы, которые, чаще всего, не имеют статуса СМИ, публикуют откровенную дезинформацию, которую потом тиражируют новостные ленты. Якобы скандальный материал расходится по Интернету, социальным сетям. И даже если успеть представить до выборов убедительные доказательства, что написанное – ложь, пятно с репутации кандидата смыть бывает очень сложно.

Еще один метод – распространить якобы от имени конкурента заявления, которые его компрометируют. Метод, испытанный не раз в предвыборных баталиях и весьма эффективный. Ввести в заблуждение избирателей – главная черта «черных» политтехнологий.

Проплаченный протест

Сделать это можно и по-другому. Не меньше неприятностей сопернику во время предвыборной кампании могут доставить проплаченные пикеты и митинги. Средства выражения народной воли черные пиарщики активно используют в собственных целях.

Самый простой способ – отыскать какого-нибудь не вполне успешного, безденежного и плохо разбирающегося в политике человека, повесить на него плакат с громким лозунгом и выставить на центральной площади.

Конечно, сам пикетчик не понимает сути послания, которое распространяет. За небольшую сумму человек с плакатом не задает вопросов и готов «протестовать» даже в лютые сибирские морозы.

Гораздо сложнее организовать массовые митинги. Ведь, помимо формальностей по получению разрешения на его проведение, туда нужно заманить людей. Приходят на них, традиционно, проплаченные ораторы, люди с протестными настроениями и те, кто просто хочет засветиться. Иногда людей заманивают на митинг под одним предлогом, а по факту протестуют против совершенно других вещей. Само собой, выгодных нечистому на руку организатору.

Пыль в глаза

Ну, и какие выборы без подкупов? И речь идет не только о деньгах. Конечно, те, кто располагает финансовыми ресурсами, бывают не чужды покупке голосов и подписей. Но бывает, что избирателей подкупают обещаниями, которые кандидат просто не в состоянии исполнить.

Например, оппозиционер, заранее знающий, что эту гонку ему не выиграть, начинает сыпать обещаниями решить самые наболевшие вопросы. Хотя эти вопросы находятся в компетенции федеральных властей, и он никоим образом не сможет повлиять на их решение.

Такой прием особенно хорошо действует на тех, кто не очень-то разбирается в правовых реалиях и компетенции отдельных уровней власти, – например, на пожилых людей.

И это далеко не весь перечень манипуляций и обманных технологий, которыми владеют современные пиарщики. Главный инструмент борьбы с подобными махинациями – это информированность избирателей. Нужно учиться отличать реальность от вымысла, факты – от обмана. Сделать это порой бывает непросто. Однако в любом случае стоит трижды подумать, прежде чем верить грязи, которой обильно разбрасываются черные политтехнологи.

Станислав Сергеев, «Номер один».
^