06.08.2017
В Улан-Удэ активизировались жилищно-коммунальные аферисты

В Бурятии с каждым годом растет количество управляющих организаций. Вот только количество далеко не всегда совпадает с качеством предоставляемых услуг. Некоторые компании создаются исключительно для того, чтобы заработать на жильцах, а потом благополучно и даже вполне законно «слиться».

Аттракцион невиданной щедрости

На днях жителей поселка Восточный «обрадовали» своим посещением представители некоей новой управляющей компании. Назвав звучное наименование своего ООО и юридический адрес (почему-то находящийся на другом конце города), «специалисты» на собрании жителей пообещали, что могут «забрать себе» порядка 30–40 домов. Среди которых есть и неблагоустроенные деревянные дома.  

Неужто жителям всеми заброшенного, никому не нужного и заведомо неприбыльного сектора так повезло, что за них кто-то решил взяться засучив рукава? На собрании представители новой управляющей организации предложили жителям сразу три вида тарифов. В зависимости от выбранной стоимости обслуживания за квадратный метр людям пообещали соответствующее обслуживание. Несмотря на многообещающие воззвания и сегодняшнюю сложную ситуацию в стареньких домах, жильцам Восточного такой аттракцион невиданной щедрости показался весьма сомнительным. Ведь, отвечая на вопросы граждан, сотрудники «управляшки» сами признались в том, что ни аварийной службы, ни диспетчерской, ни вообще какого-либо штата работников у них пока нет. Как и опыта работы. 

Даже не эксперту в сфере жилищно-коммунальных вопросов понятно, что тут дело нечисто. Однако, не набрав кворума на очном собрании собственников, новоиспеченные «реформаторы» пообещали обойти жителей и осуществить заочное голосование. 

Как отмечают в управлении муниципальной жилищной инспекции администрации города Улан-Удэ, это не первый случай, когда люди заходят на дома, якобы для того чтобы там изменить ситуацию к лучшему. На самом деле потом излишне доверчивым людям приходиться обращаться с жалобами на некачественное обслуживание в надзорные инстанции или вовсе возвращать свои средства через суд. 

– Жилищный кодекс возложил на собственников помещений ответственность в выборе способа управления домом, управляющей организации. И если жители какого-то дома решают выбрать для себя новую управляющую компанию, они должны просчитать все «за» и «против». В первую очередь, нужно как можно больше информации узнать о той или иной компании. Как минимум, можно проверить название организации по реестру зарегистрированных лицензированных управляющих компаний на сайте Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора, – комментирует исполняющий обязанности начальника управления муниципальной жилищной инспекции администрации Улан-Удэ Анна Базарова. 

«Пробивать» управляющую организацию или ТСЖ может председатель Совета дома. Такой общественный орган должен быть создан в каждом многоквартирном доме. Еще один немаловажный фактор, говорящий в пользу той или иной «управляшки», – наличие опыта работы в сфере ЖКХ, сформированного штата работников – аварийной, диспетчерской службы, а также наличие необходимой техники и прочее. И, конечно, играет свою роль месторасположение: логично, когда управляющая компания находится географически неподалеку от обслуживаемых домов, а не в нескольких десятках километров. 

Кто во что горазд

Тем временем о беспорядках в сфере городского ЖКХ говорят не только в жилинспекции. Председатель Ассоциации ТСЖ Татьяна Дерябина также подтверждает: количество «управляшек» в Улан-Удэ за последние два года резко возросло. И многие из этих компаний были созданы, скорее всего, лишь для самообогащения. 

– Сейчас много таких «фирм» и «фирмочек» за последние два года вылезло непонятно откуда. Когда-то у нас в городе было всего восемь управляющих организаций, потом 15, а теперь уже 85. Бывает, управляющая организация открывается на два года, собирает деньги с жителей, почти не выполняя свою работу, а потом закрывается или объявляет себя банкротом. Таких случаев у нас в городе немало, – говорит Татьяна Владимировна. 

Татьяна Дерябина рассказала нам лишь о некоторых примерах. Так, в Улан-Удэ два года умудрялась работать «управляшка», у которой в штате вместо аварийной службы числился всего один слесарь. И это при том, что очередное ООО обслуживало сразу несколько многоэтажек. 

Другая управляющая организация не получила лицензии из-за слишком большого количества жалоб от населения. Но учредитель не отчаялась и взамен создала несколько других компаний, где на постах руководителей сидят ее родственники или знакомые, а управляет всем этим «царством» все тот же самый человек. 

Есть и такие дельцы, кто пытается отбить уже поделенный между «управляшками» жилищный сектор грязными методами. К примеру, понизив цену тарифа обслуживания до минимума. 

– В Улан-Удэ установился уже тариф в 16 рублей, а кто-то приходит и говорит, что сможет обслуживать людей всего за 12 рублей. Жители радуются такой «экономии», но на деле эта управляющая организация как не делала ничего, так и не делает сейчас, – говорит Татьяна Дерябина. 

Вот только «реформаторы» и передельщики рынка ЖКХ особо не задумываются о том, что содержать дома, да еще и далеко не новые, качественно обслуживать население за минимальный тариф будет ох как непросто. Ведь многие из них приходят работать в «управляшках» или ТСЖ исключительно в целях собственной выгоды.

– Бывает и такое, что люди приходят, ничего не делают, собирают деньги только себе на зарплаты. А потом их закрывают через суд, – сетует Татьяна Дерябина. 

В этом хаосе, конечно, разбираются юристы, надзорные ведомства и суды. Но, как уже говорилось выше, в первую очередь, ответственность за все происходящее несут сами собственники. Которые сегодня уже обязаны уметь разбираться и знать хотя бы азы жилищно-коммунальной азбуки. Иначе отвечать за свою неграмотность придется им самим. 

Несмотря на то что сегодня немало управляющих организаций находятся «на карандаше», в жилинспекции их названия пока обнародовать не хотят. Отметим только, что в черном списке городской жилинспекции лидируют управляющая компания «Столица» и печально известный «Эталон-С». По словам Анны Базаровой, последняя компания уже много лет стабильно «славится» большим количеством жалоб от населения. 

Василиса Шишкина, «Номер один». 

^