07.08.2017
В Бурятию пришел тренд на «социально-сетевой» маркетинг

Кто бы мог подумать несколько лет назад, регистрируясь в социальной сети «ВКонтакте» или заводя страничку в Instagram, что в будущем появятся специалисты, чьи функции будут заключаться в ведении аккаунтов в социальных сетях. Имя этим специалистам – SMM-менеджер. И если для крупных городов эта профессия уже не нова, то в Улан-Удэ сейчас эта ниша переживает период активности.

Продвижение в Сети 

И уже не кажется безумной покупка одним из известных предпринимателей паблика в соцсети «ВКонтакте» «Аноним03» за 600 тысяч рублей. И уже дают свои материальные плоды сообщества, которые создавались и велись многие годы на чистом энтузиазме.

Итак, разберемся, кто такой SMM-менеджер. Со стороны он, возможно, выглядит как бездельник, просиживающий свое время в Интернете. Он постоянно онлайн. Постоянно с кем-то переписывается, комментирует, фотографирует, снимает, постит, отслеживает.

В действительности же работа SMM-менеджера не так проста, как может показаться. Грубо говоря, SMM-щик – это тот же пиарщик, только узкоспециализированный. Если PR-специалист использует традиционные каналы коммуникации, например СМИ, то SMM-менеджер занимается тем же продвижением бренда, товаров и услуг, только в социальных сетях.

Профессия SMM-специалиста подразумевает комплексную, многоцелевую работу – написание постов, общение с посетителями и клиентами, запуск активностей для пользователей и прочие задачи.

– Человек, решивший стать SMM-специалистом, должен мыслить стратегически, – говорит Наталья Балаганская, SMM-специалист, фрилансер. – Это значит, что он сможет: определить категории потенциальных клиентов, выяснить, что сегодня им интересно и чем можно будет «зажечь» завтра, подобрать площадки, на которых общается целевая аудитория, разработать стратегию продвижения в соцсетях.

Более того, по словам заведующего кафедрой «Медиакоммуникации» ВСГУТУ Андрея Кузьмина, судя по запросам работодателей, сейчас в Бурятии SMM-менеджер – дефицитная и наиболее востребованная профессия: 

– Этот тренд легко было угадать, наблюдая за развитием новых медиа и сетевой коммуникации. Социальные сети уже стали неотъемлемой частью жизни большинства пользователей Интернета, более важной даже, чем традиционные каналы коммуникации – СМИ. В социальные сети уходят и продавцы, и производители, вслед за потребителями, чтобы донести до них информацию о своем товаре, бренде.

Бизнес уходит в SMM

Социальные медиа имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными. И, прежде всего, это возможность таргетирования (выделение целевой аудитории), так как в социальных сетях пользователи оставляют много открытой информации о себе. Используя технологии и инструменты анализа и обработки информации, можно изучить поведение потребителя, его потребности, «боли», мотивы, интересы и более эффективно реализовывать продвижение.

В Бурятии наиболее профессиональных SMM-специалистов и вправду не так много. Среди фрилансеров можно назвать Анну Оскорбину, Юлию Сергееву. Стилист Евгения Шагдарова на волне своей популярности открыла SMM-агентство Moloko. А бывшая телеведущая Ирина Геранина теперь обучает писать посты «искренне и эффективно». В улан-удэнском Instagram’е  даже появился первый байкальский SMM-блог (@baikal_marketing) о том, как вести работу в соцсетях. Ведет его фрилансер Наталья Балаганская. Теперь лайки и количество подписчиков интересуют не только красивых девочек – теперь активно учатся продвижению в соцсетях многие предприниматели.

– Полтора года назад, когда я только начинала карьеру в этой сфере, довольно часто приходилось сталкиваться с непониманием SMM со стороны руководителей бизнеса, – говорит Анна Оскорбина, SMM-менеджер, фрилансер. – Сложно было донести до клиента, что SMM помогает формировать положительный образ компании, создавать доверительные отношения, знакомить потребителей с продуктом. Сейчас ситуация меняется, потому что меняются сами социальные сети. Есть руководители, которые видят перспективу и понимают, что активность в социальных медиа приносит трафик, который конвертируется в продажи. А значит, работа SMM-менеджера обязательно окупится.

Однако сколько готовы компании платить SMM-менеджерам в Бурятии? В среднем за ведение одного аккаунта SMM-менеджер получает пять-шесть тысяч в месяц. 

– Финансовые возможности в SMM безграничны, – говорит Наталья Балаганская. – Стоимость услуг специалиста зависит от профессиональных навыков и кейсов. Понятное дело, что доход новичка в этом деле будет невелик. Однако все зависит от спектра предлагаемых услуг.

Анализ рынка показывает, что SMM-специалисты зарабатывают примерно от 30 до 90 тысяч рублей в месяц. Чем выше зарплата, тем ближе SMM-менеджер к маркетингу и тем серьезнее задачи он решает.

В среднем на подготовку одного поста у SMM-менеджера уходит около 30 минут. За это время он готовит изображение, пишет текст, проверяет его на грамотность и уникальность. Таким образом для каждого аккаунта готовится по два-три поста в день. Однако больше всего времени отнимает общение с подписчиками, которые хотят знать, например, в скольких цветах представлена кофточка, и непременно увидеть ее фото под различными ракурсами.  

Преимущество SMM-специалистов в том, что они могут вести аккаунты в разных городах. 

– В профессии SMM-менеджера мне нравится то, что здесь можно попробовать себя в разных сферах деятельности, – говорит Анна Оскорбина. – SMM-менеджер – это копирайтер, аналитик, стратег, таргетолог, дизайнер, видеоредактор, фотограф. Самое классное – когда клиент получает заказ из соцсетей. Тогда ты чувствуешь удовлетворение, оттого что все было не зря. А еще мне нравится знакомиться с новыми людьми, находить к ним подход. Важно уметь быстро реагировать в любых ситуациях, потому что социальные сети развиваются стремительно.

Перспективная ниша

Как стать SMM-специалистом? Первый способ — через самообучение и фриланс. Развитие своих пабликов и блогов (например, о хобби или об интересной теме), работа на фрилансе с заказами начального уровня за полгода-год даст практический опыт и позволит наработать портфолио. Это, в свою очередь, даст шанс устроиться в digital-агентство и вырасти до профессионала. Это один из кратчайших путей в профессию, но он требует самодисциплины.

Второй способ стать SMM-специалистом — получить высшее образование в сфере PR, журналистики, маркетинга или пройти курсы по SMM и найти работу в продвижении в социальных сетях. 

– Предвидя спрос на SMM-специалистов, мы во ВСГУТУ открыли кафедру «Медиакоммуникации», – говорит Андрей Владимирович. – Это было не просто техническое переименование кафедры «Реклама и связи с общественностью». В подготовке специалистов по рекламе и связям с общественностью мы сделали акцент на новые социальные медиа.  Уже в этом году половина выпускников кафедры написали и защитили дипломные проекты по SMM.

Ну, а пока Бурятия осваивает новую нишу, в мире уже говорят про MMM-специалистов – messenger media marketing.

Соня Матвеева, «Номер один».
^