«Бомжатник» вместо бизнеса

Как бывшие полицейские, предприниматели и пожарные оказались «без определенного места жительства»
A- A+
Большинство людей считает, что оказаться в этих стенах могут только конченые алкоголики или преступники-рецидивисты. Самонадеянно заявляют, что жизнь никогда не заставит их шагнуть на порог «бомжатника». На самом деле треть постояльцев центра социальной адаптации зачастую – бизнесмены, пожарные и даже сотрудники полиции. Одним словом, люди с сильным характером и стальными нервами.

По наклонной

Николай Николаевич старается не показывать обиду, рассказывает о своей судьбе отстраненно и ненавязчиво. Однако скупые мужские слезы то и дело застилают глаза «бойца», выдавая душевную боль от пережитых невзгод. 

Родился и вырос в Иркутске, в рабочей семье железнодорожников. Повстречал будущую жену и переехал жить в Бурятию. Здесь окончил техникум, после чего устроился на железную дорогу, где отработал 12 лет. 

– Решил уйти и начать свой бизнес. Взял в аренду у города землю, открыл ООО. Занимался продажей, перегоном и ремонтом автомобилей. Больше десяти лет мой бизнес процветал, но в 2011 году город забрал землю, и я обанкротился, – вспоминает постоялец центра «Шанс» Николай Петров. 

Мужчина не отчаялся и взялся за первую попавшуюся работу, чтобы прокормить семью. Пошел таксовать. Работал бы там и по сей день, не случись проблем со здоровьем. История больше напоминает какой-то страшный миф, но это правда. 

– Появился грибок на пальцах ног, я обратился в больницу, куда меня госпитализировали. Там три месяца только перекисью и фурацилином протирали, в итоге нога так загнила, что ее пришлось ампутировать почти до бедра, – рассказывает мужчина. 

С того момента жизнь некогда крепкого и самостоятельного мужчины пошла под откос. После выписки он понял, что люди, ради которых он долгие годы жил и трудился, равнодушно отвернулись от него. 

– На тот момент я жил во втором гражданском браке с женщиной. Мы снимали частный дом. Спустя три месяца после выписки она меня бросила. Просто утром проснулся – мои вещи на улице стоят. Я понял, что надо уходить, – как нечто обыденное рассказывает Николай Николаевич. 

Позвонил старшему сыну. Тот купил лекарства, дал денег на первое время и отвез отца в «Шанс». Здесь Николай Николаевич живет уже месяц. На детей не обижается, говорит: «У них своя жизнь, семьи, и мешать я не намерен». 

– Сейчас я оформлю инвалидность, поставлю протез и пойду работать водителем, не хочу ни от кого зависеть, – делится планами на будущее мужчина. 

Против системы

Но далеко не каждый житель «Шанса» может похвастать такой же стойкостью и силой характера, как у Николая Николаевича. Среди постояльцев есть некогда успешные люди, которые то и дело прикладываются к бутылке. Как правило, это старики, ставшие жертвами обмана черных риелторов или переписавшие недвижимость на родственников под угрозой расправы. У большинства есть высшее образование, у кого-то даже два. 

– Живет здесь бывший пожарный-парашютист, жертва 90-х годов. Почти в один момент он потерял работу и дом. Много кто в то время стал бомжом, можно сказать, основная часть бездомных – это люди, которые не смогли удержаться на плаву в 90-е годы, – рассказывают в центре социальной реабилитации. 

Тут же и борцы за справедливость. Бывший сотрудник полиции, который не был готов мириться с коррупцией и панибратством, вмиг остался без работы и служебной квартиры. Все началось с того, что он устроился водителем в МВД. 

– Попал в ДТП. Какой-то «шишка» в него въехал. Начальство ему сказало: «Либо берешь вину за ДТП на себя, либо ты здесь больше не работаешь». Он не пошел на это, наоборот, в суде привел множество доказательств вины «шишки». Того «крутого» осудили, а его уволили по первой попавшейся статье, – вспоминают работники «Шанса». 

Мужчина начал выпивать и оказался в центре. В этих стенах много раз корил себя за честный характер и жажду справедливости. 

И все же в основном в центре живут люди, которые совершали преступления, чаще кражи и разбойные нападения. Люди, которые никогда не знали, что такое материнская любовь и ласка.

– А есть и наоборот. Мужики в возрасте уже приходят. Всю жизнь проживут с мамой в одной квартире, а после ее смерти не знают, что делать дальше. Всю жизнь мама за них все решала, кормила, поила. В общем, иждивенческий образ жизни приводит к тому, что они продают квартиру за копейки и начинают бродяжничать и пить, – рассказывают в центре. 

Один из таких несамостоятельных мужчин живет в центре уже несколько месяцев. Когда скончалась его мама, и кормить великовозрастного сына стало некому, он решил пойти на хитрость. Притворился психом и попал в психдиспансер. Сейчас мужчина вспоминает этот момент жизни как нечто ужасное. Говорит, сложно было каждый день разыгрывать сцены бешенства, жевать бумагу и бегать по палате с пеной у рта.

– В итоге меня раскусили и выпустили. Так я оказался здесь, – рассказывает Актер, такое прозвище мужчине дали уже в центре.

Нервная работенка

Работники «Шанса» уже давно стали и родителями, и воспитателями для бездомных постояльцев. Они часами слушают душераздирающие истории, дают советы, наставляют на правильный путь. И испытывают неподдельную радость, что их старания становятся не напрасными, когда люди находят себя в этой жизни и покидают стены «бомжатника». 

К сожалению, таких случаев немного. Даже если люди и находят работу, то это совсем ненадолго – до первой зарплаты. А потом опять: выпивка, поиск ночлега, приводы в полицию. В последнее время наблюдается нездоровая тенденция. 

– Раньше летом постояльцев было в разы меньше, в основном зимой рост шел. Холодно, они и бегут в тепло к нам, а этим летом почему-то их очень много пришло, – рассказывают работники центра. 

На данный момент в центре «Шанс» проживает 33 человека. В основном это люди старше 40 лет, имеющие среднее образование и ранее судимые. Им помогают восстановить документы, заявить свои права на недвижимость, если она, конечно, имеется, и найти работу. 

– Есть у нас помощники. У одного из постояльцев нет пальцев на руках, только большие. Так он делает больше, чем те, у кого все пальцы есть. И траву всю выщиплет возле входа, и постирать поможет другим. Даже не ходячих подмывает. На рынок постоянно бегает, помогает киргизам вещи разгружать, – рассказывают работники центра. 

Какой бы сложной ни была судьба у «лиц без определенного места жительства», зачастую они не теряют чувства сострадания и человечности. Приходят друг другу на помощь, подставляют плечо в нужный момент. Это своего рода большая семья, где у каждого личная история предательства и обмана. 

Елена Темникова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.